Финал проектных олимпиад Университета Талантов
Для тех, готов готов продемонстрировать свои проектные решения экспертам!
Дата: 22 декабря
Место: г. Казань, ул. Даурская, д. 32, «Казанский кооперативный техникум»
Время: с 9:00 до 17:00
22 декабря Университет Талантов проводит ежегодный финал проектных олимпиад «Генеральный конструктор» и «Предпринимательские игры».
В рамках финала участники олимпиад смогут доработать и представить свои проектные решения экспертам и представителям компаний.
Доработка проектов будет проходить в виде игры «Собери проект». Участников ждет индивидуальный маршрут по станциям, необходимых для совершенствования проектного решения:
- Лаборатория актуальности Выясним, кому нужен твой проект? Где его можно применить? Для кого важна ваша разработка?
- Лаборатория инновационности Проверим, существует ли аналог твоего проекта? Существует ли что-то похожее? Будет ли твоя разработка актуальна завтра?
- Лаборатория инструментов и методов Какие методы решения ты применяешь? Насколько они подходят твоему проекту? И являются ли они самыми эффективными?
- Лаборатория результатов Будем отвечать на вопросы о результатах твоего проекта: определены ли принципы работы твоего проекта и создан ли его прототип? Используются ли они? Какие партнеры есть у твоего проекта?
- Лаборатория исполнителей проекта И, наконец, самое важное: мы будем рассматривать команду твоего проекта. Кто в твоей команде? Какие роли у участников твоего проекта? Кто и какие функции выполняет?
Таким образом, ты подготовишься к 5 важным аспектам защиты и определишь для себя сильные и слабые стороны проекта, над которыми можно работать дальше.
После игры у тебя будет время на подготовку к защите.
Формат защиты: стендовый.
Стендовая защита – формат, предполагающий максимум наглядной и минимум текстовой информации, размещенной на стойке или стене. Обязательно должна быть общая информация о команде, цель работы и основные выводы или результаты. Тебе не нужна презентация, ты все соберешь на месте и отобразишь на листе флипчарта. Но, если у тебя есть какие-то фотографии о твоем проекте или прототип, то обязательно возьми их с собой.
Для участия необходимо зарегистрироваться по форме ниже.
Все вопросы ты можешь задать координатору проектной олимпиады «Генеральный конструктор» - Ольге Шиндор по тел. 8 (927) 030-15-49 или электронной почте gk@utalents.ru
29 декабря 2017
«Предпринимательские игры»: как создать мебель из искусственного камня, чего не хватает Азино и как фермеры могут сократить убытки?
22 декабря в Казани прошел финал всероссийской проектной олимпиады «Предпринимательские игры». Татарстанские школьники и студенты, планирующие стать предпринимателями и уже пробующие себя в этом апмлуа, представили экспертам и представителям бизнес-сообщества свои проекты. Рассказываем о самых интересных и актуальных решениях, предложенных участниками олимпиады.
Булат Мустафин,
студент 4 курса Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета
На «Предпринимательских играх» я представляю предприятие, производящее изделия из искусственного камня — столешницы, мебель для ванных комнат, барные стойки для общепита, подоконники, ступени. Это прибыльная сфера, спрос на наши изделия в Татарстане большой. Среди наших клиентов — Burger King, «Тэти Lounge», «Берлога» и частные лица. В Татарстане у нас есть 19 конкурентов, но в Нижнекамске — ни одного: ближайший — в Набережных Челнах. Так что работы хватит всем.
Искусственный камень состоит из нескольких слоев: верхний — смола вперемешку с натуральным мрамором, красителями, декоративными элементами, затем идет обычная смола, стекло, ДСП или пластик для прочности по желанию заказчика. Композитный материал более износостойкий, чем другие, не токсичный, химически не активный — не вступает в реакцию с различными кислотами и продуктами. Мы сами его производим.
Мы используем обратный метод производства: сначала создаем форму и напыляем декоративный слой, потом заливаем смолу, добавляем стекло и ДСП. Этот способ экономичен. Наш цех находится в Нижнекамске, продукцию реализуем через дизайнерское агентство там же. За шесть месяцев этого года общая выручка составила около 700 тысяч рублей: по 110-112 тысяч в месяц, из них 20 процентов — чистая прибыль. Окупаем бизнес очень медленно. Мы продолжаем оплачивать кредит, который взяли для создания предприятия.
Нам нужны продвижение и инвестиции, задача — выйти в районы Татарстана, а потом и в другие города — Ижевск, Чебоксары. Поэтому наша команда сегодня на «Предпринимательских играх». Я понял, как правильно презентовать проект, и это хороший опыт.
Алина Вафина,
студент 3 курса Казанского кооперативного техникума
Я хочу создать заведение для студентов. На первом этаже будет коворкинг. Здесь можно подготовиться к экзаменам, написать курсовую, рефераты или просто почитать книги. Там же откроем небольшую библиотеку, работающую допоздна. В учебных заведениях библиотеки закрываются рано, а многие студенты начинают готовиться к лекциям только вечером. Посещение этой зоны будет абсолютно бесплатным и открытым для всех.
Второй этаж отведен для студенческого кадрового агентства — оно будет предлагать работу с учетом расписания занятий учащихся. Например, тот, кто хорошо пишет рефераты и курсовые, мог бы стать репетитором. Возможно, подача документов на поиск работы будет платным, как и везде, но в разы дешевле.
На третьем этаже будет тайм-кафе вроде «Циферблата», только дешевле. Посетители по желанию смогут оставить деньги для развития заведения в специальных контейнерах. Но для воплощения проекта нужно найти инвесторов. Совместить все три направления будет сложно, но задача интересная. Открыть заведение я планирую в Азино — там как раз не хватает мест для студентов.
Я впервые участвую в конкурсе с этим проектом. Сегодня я прошла пять лабораторий-тренингов, где эксперты оценили актуальность, уникальность проекта и обсудили со мной способы его реализации. Опираясь на услышанное, я многое изменила в проекте.
Дамир Хайруллин, Эрик Вагизов,
ученики 8 класса мамадышского лицея №2
Однажды к нам обратился руководитель мамадышского фермерского хозяйства «Павлов». Он держит 50 голов скота, и его ферма работает в минус, потому что потребляет много электроэнергии: летом — на 700 рублей, зимой — на 1 500 рублей в день. Кроме этого есть расходы на газ, корм и воду для животных. Нашим ответом этому фермеру стал проект «Умная ферма» или «Эффективная ферма».
Мы предлагаем покрыть движущимися солнечными плитами крыши четырех зданий на территории его фермы. Следующее решение — построить ветряную и водяную мельницы. Ферма находится рядом с рекой, которая не замерзает даже зимой, поэтому водяная мельница сможет работать и в холодное время года. На случай, если энергии от мельниц будет недостаточно, есть идея поставить дополнительные генераторы и солнечные панели и собрать запас энергии летом. Это как компот: летом закрываешь, зимой пьешь.
Таким образом, все здания можно полностью обеспечить энергией за счет природных ресурсов: когда темно — за счет мельниц, когда светло — солнечных панелей. Чтобы не загрязнять территорию, есть идея использовать биогазовую установку. Она будет перерабатывать часть отходов фермы в биогаз, а другая часть будет использоваться для удобрения небольшого поля на территории хозяйства.
Для реализации задуманного нужно 13,5 миллионов рублей. Мы презентовали проект руководителю КФХ «Павлов» и главе Мамадышского района Анатолию Иванову. Фермер сказал, что идею можно реализовать хотя бы частично. На основе проекта можно преобразовать и другие фермы. В мире пока ничего подобного этой умной ферме нет.
Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов
26 декабря 2017
«Когда мы презентуем проект, многие говорят: „Реализуй его скорее, пожалуйста!”» Чем Татарстан может удивить Россию и мир в будущем?
22 декабря в Казанском кооперативном техникуме финалисты проектной олимпиады «Генеральный конструктор» рассказали о том, как решить проблемы в экологии, медицине, образовании, сельском хозяйстве и других сферах жизни. Эксперты оценивали уникальность, актуальность работ и возможность их воплощения в жизнь. Мы провели целый день с молодыми изобретателями и попросили авторов самых интересных проектов рассказать о своих работах.
Андрей Иванов,
ученик 8 класса бугульминской школы №4
В Университет Талантов я попал летом прошлого года: тогда в Бугульме проходила проектная сессия «Мой город. Мой талант». Я создал проект, посвященный сокращению затрат электроэнергии на мусороперерабатывающих заводах, после чего меня пригласили участвовать в Молодежной школе талантов и олимпиаде «Генеральный конструктор».
На этой олимпиаде я создал устройство под названием экологер. Используя его вместе со смартфоном, можно получить информацию о состоянии воздуха — узнать температуру, влажность, содержание пропана и бутана. Прибор передает эти показатели на смартфон по Bluetooth. В экологере пока нет экрана. Внутри прибора установлен контроллер Arduino Uno — небольшая плата с процессором и памятью. Я планирую сделать прибор многофункциональным — например, добавить возможность определять состояние почвы, ее влажность и состав. В прибор можно будет вставить карту памяти, чтобы записывать историю проверок воздуха или почвы. Я также придумал новый дизайн для экологера. Создание прибора обошлось в 5 000 рублей.
Экологер будет полезен школьникам, интересующимся защитой природы. Существуют стационарные устройства, контролирующие концентрацию пропана и бутана в воздухе, но они очень большие, и школьники не всегда имеют доступ к ним. Экологер же по размеру чуть меньше стандартного школьного учебника, его легко носить с собой. Это устройство смогут купить все желающие, чтобы самостоятельно проверять, нет ли утечки газа у них дома.
Артур Еремов,
ученик 10 класса ИТ-лицея КФУ
Это мое второе участие в событии, организованном Университетом Талантов. В первый раз я участвовал в республиканском этапе всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников, став его финалистом. Заключительный тур конкурса прошел в образовательном центре «Сириус» в Сочи.
В финале «Генерального конструктора» я представляю проект DumRobJohn, который мы создали с напарником Тимуром Газизуллиным. Это робот-тренажер пострадавшего человека, с помощью которого можно научиться оказывать первую медицинскую помощь: делать массаж сердца и искусственную вентиляцию легких. Если правильно нажать на грудную клетку, на шее манекена загорится зеленый индикатор, и сердце забьется. За дыхание отвечает синий индикатор. Если оказать помощь неправильно — неверно нажать на грудь или ничего не предпринять в течение 5 минут после включения робота — оба индикатора загорятся одновременно, и робот «умрет». Мы использовали прототип на одном из уроков ОБЖ и дали каждому ученику попробовать. Не все знали, как правильно оказать помощь. Были случаи смерти робота.
Прототип робота сделан из подручных материалов и стоит 3 500 рублей. Внутрь обычного манекена мы установили микроконтроллер Arduino Uno (он обрабатывает сигналы датчиков и выдает ответ) и датчики для определения объема воздушного потока и глубины смещения грудной клетки. Если будем производить такие тренажеры на заводе и использовать манекены, сделанные из материала, максимально похожего на тело человека, их цена будет выше. Пока у нас есть только один экземпляр DumRobJohn.
В России существуют аналоги таких роботов — тренажеры «Александр», «Искандер», «Михаил». Их цены доходят до 60 тысяч рублей. А наш — в 10 раз дешевле. Другое преимущество нашего тренажера — многофункциональность. На каждом из существующих аналогов можно научиться только одному виду медицинской помощи — например, только массажу сердца или помощи при кровопотере.
Мы планируем, что нашими покупателями станут школы и университеты. Сейчас далеко немногие учебные заведения могут позволить себе купить дорогих роботов. Мы же хотим, чтобы на уроках ОБЖ каждый мог на потренироваться: среди нас — мало тех, кто умеет правильно оказывать первую медицинскую помощь.
На разработку прототипа ушло два месяца. Пока никто не оказывал нам финансовой поддержки: нас спонсирует и предоставляет материалы только ИТ-лицей. Мы заняли с этим проектом второе место в конкурсе «Кулибины XXI века», который прошел в нашем лицее, и второе место в конкурсе стартапов казанского ИТ-парка.
Никита Зайцев,
ученик 11 класса ИТ-лицея КФУ
Я участвовал во многих событиях Университета Талантов: дважды в олимпиаде «Генеральный конструктор», Молодежной школе талантов. Благодаря Университету Талантов поехал на обучение в образовательный центр «Сириус» в Сочи, а потом — на всероссийский конкурс инженерных проектов «Лифт в будущее».
Проект Sugmetr посвящен созданию наручных часов, измеряющих уровень сахара в крови. Моя бабушка болеет сахарным диабетом. Ей необходимо 5-6 раз в день с помощью глюкометра проверять уровень сахара, но она делает это реже: брать кровь из пальца — больно и затратно (нужно постоянно менять иглы, покупать стерильную вату). Я задумался о способах измерения сахара в крови, не проникая в кожу. Это возможно с помощью инфракрасного луча. Мы вместе с Арсеном Сисеновым из Инженерного лицея КНИТУ-КАИ и Юлией Старостиной из лицея №131 сначала создали устройство в виде прищепки для уха, но им оказалось неудобно пользоваться. Поэтому выбрали для этого часы.
Сейчас на рынке есть только два аналога нашего устройства: один израильский, другой американский. Оба работают иначе. Израильский проводит три вида обследования крови через кожу: электромагнитное, ультразвуковое и термальное. При использовании американского прибора нужно сделать пилинг на небольшом участке кожи и прикрепить туда специальный датчик, который возьмет анализ межклеточной жидкости. Они стоят дорого и продаются только по предварительному заказу. Цена израильского устройства — около 1000 евро, каждые три месяца для него нужно покупать сенсоры. По моим расчётам, часы Sugmetr будут стоить 2500-3000 рублей и прослужат год-полтора при измерении сахара каждые полчаса.
Когда мы презентуем проект, многие говорят «Реализуй его скорее, пожалуйста!» Но изготовление медицинского прибора — очень сложный процесс. К нему предъявляют множество требований. Мы пока никуда с нашим проектом не обращались: пока нет ни прототипа устройства, ни защищенной модели, ни патента. Без серьезных вложений здесь не обойтись. На данном этапе для проведения всех медицинских экспертиз нам нужно около полумиллиона рублей.
С проектом Sugmetr мы заняли первое место в республиканском конкурсе инновационных технологий Kazanforum.doc. Оно стало нашей первой победой. Затем я с этим проектом участвовал на стартап–экспедиции от «Сколково», победил в проекте «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан» в номинации «Перспектива» и получил грант в размере 25 тысяч рублей.
Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов
23 декабря 2017
Вертикальные фермы и институт-антикафе. Какие проекты предложили финалисты олимпиад «Генеральный конструктор» и «Предпринимательские игры»?
Проектная работа — один из лучших способов «прокачать» свои профессиональные качества: от умения работать в команде и делегирования полномочий, до создания идей и их физического воплощения. Главная ее ценность — конкретный, востребованный и полезный для общества результат. Вот почему проектные конкурсы становятся с каждым годом все популярнее.
Университет Талантов не отстает от этого тренда: в течение года по всему Татарстану были проведены отборочные соревнования двух проектных олимпиад — «Генеральный конструктор» и «Предпринимательские игры». Финал прошел 22 декабря в Казанском кооперативном институте Российского университета кооперации (ККИ РУК).
Всего в финал олимпиад попали 23 проекта. Бизнес-проекты, прошедшие в финал, оказались разнообразными: участники предлагали идеи по возведению экологичных ферм, популяризации школьной физики и созданию образовательного центра, сочетающего в себе вуз, коворкинг и антикафе.
Инженерные проекты касались пяти тем: медицина, экология, безопасность, IT и робототехника. Участники «Генерального конструктора» предложили идеи создать компактные фермы на крышах жилых многоэтажек, доступный манекен для обучения студентов-медиков, компактный и мобильный датчик для обнаружения ядовитого газа.
Перед защитой участники «протестировали» свои проекты у координаторов проектных олимпиад Университета Талантов, доказывая, что их идеи:
- Актуальны, соответствуют запросам общества и рынка сейчас и будут таковыми в ближайшее время;
- Оригинальны, имеют мало конкурентов или вовсе уникальны для своей сферы;
- Являются результатом командной работы, где каждый участник эффективно выполнял свою роль;
- Созданы с применением реальных научных или производственных методов, материалов и оборудования;
- Изначально были созданы под конкретную цель и дали ощутимый результат.
После предварительной проверки, участники защитили проекты перед экспертами в области образования, науки и техники. Преподаватель информатики и робототехники ИТ-лицея КФУ Ильдар Латыпов оценил количество представленных проектов:
— Рабочий прототип или макет проекта помогает экспертам лучше оценить выполненную работу, увидеть ее недостатки и задать необходимые вопросы. Однако не все участники представили такие макеты, и это затрудняло оценку проектов. Создать макет — непростой труд, но это стоит сделать, ведь наглядность всегда оказывает положительный эффект на критиков и потенциальных инвесторов, готовых профинансировать молодежные разработки.
По мнению преподавателя КНИТУ-КАИ Альфии Салаховой, авторы представленных проектов показали, что хорошо разбираются в своих сферах интересов и используют современные методы для их разработки.
По итогам олимпиады «Генеральный конструктор» жюри выделили пять финалистов: по двое участников получили вторые и третьи места, и один человек стал абсолютным победителем конкурса.
Одним из бронзовых призеров олимпиады стал проект «Рука помощи» восьмиклассников из ИТ-лицея КФУ Ильдана Петрова и Альбины Миссаровой. Это точный манипулятор, который может устойчиво располагаться на плоской поверхности без дополнительной фиксации на болты или другой крепеж.
Серебро получил проект SugMetr, созданный сборной командой учащимися физико-математического лицея №131, Инженерного лицея КНИТУ-КАИ и ИТ-лицея КФУ Никитой Зайцевым, Юлией Старостиной (оба — 11 класс) и Арсеном Сисеновым (9 класс). Sugmetr — это устройство в виде наручных часов для анализа крови на содержание сахара. Для этого оно использует вместо игл инфракрасный датчик нового поколения, что позволяет сделать анализ крови безболезненным и менее затратным.
Победителем «Генерального конструктора» стал проект SmartEI семиклассников из ИТ-лицея КФУ Артура Лукьянова и Артура Камалова. Молодым людям удалось создать прототип системы, которая сможет улавливать сигаретный дым в лифте, предупреждать нарушителей и записывать их на камеру.
Единственным победителем «Предпринимательских игр» стал уже реализованный бизнес-проект «Гранит-НК» студента 4 курса нижнекамского филиала Казанского института кооперации Булата Мустафина. Молодой предприниматель создает гранитные плиты, ступеньки из композитных материалов для домов и помещений. Каждую плитку или блок создают методом обратной установки: в специальную форму сначала заливают декоративный лак, в который погружают композитную основу. Этот метод позволяет сэкономить деньги компании: при изготовлении конечного товара используется меньше материалов.
Призеры проектных олимпиад «Генеральный конструктор» и «Предпринимательские игры» продолжат свое развивать свои проекты в качестве студентов Университета Талантов и смогут рассчитывать на поддержку наставников в реализации своих идей. Также призеры «Генерального конструктора» получили гранты на воплощение проектов: 50 тысяч рублей для первого места, 30 тысяч для второго и 20 тысяч для третьего.
Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов