DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

IV республиканский Форум «Открытие талантов»

Потенциал и талант молодого человека

в Цифровой экономике и IV промышленной революции

Дата проведения:
13 декабря – 14 декабря
Место проведения:
— О мероприятии

Форум - это?

Республиканский Форум «Открытие талантов» - это площадка экспертизы и анализа решений в сфере развития человеческого капитала и управления талантами в Республике Татарстан и Российской Федерации.

Ежегодно на Форуме собираются эксперты, наставники и молодежь для совместного обсуждения итогов года и значимых вопросов реализации потенциала и таланта.

В 2016 г. вместе мы обсуждали тему: «HiPo: Люди и Решения с наивысшим потенциалом. Друг для Друга» (день 1, день 2).

Тема IV республиканского Форума: “Реализация потенциала и таланта молодого человека в условиях Цифровой экономики и IV промышленной революции”.

О чем это?

В июле 2017 г. Правительством России был официально объявлен переход к Цифровой экономике. А это значит, что появились:

  • новые условия - изменчивые, неопределенные, сложные и двусмысленные

  • новые технологии, которыми нужно уметь пользоваться и управлять

  • новые компетенции, которые нужны для достижения успеха

  • новые профессии, находящиеся на стыке дисциплин

  • новый подход к образованию:  “Learning for life”

Сложные вопросы порождают много «А что это?», «Как?», «Где?» и «Зачем?». Мы предлагаем вместе с нами найти не просто ответы, а спроектировать для себя, своей организации лучшие решения.

Что будет на Форуме?

На Форуме будет три траектории обсуждения:

  1. для молодежи
  2. для экспертов и партнеров
  3. для наставников

1. Для молодежи

В первый день мы будем рассматривать каждый вопрос “под микроскопом” вместе с экспертами:

  • поговорим о вызовах, которые ставит перед нами будущее

  • спросим о новых компетенциях

  • узнаем о профессиях будущего  

  • выясним, как к этому можно подготовиться

Во второй день мы попробуем “примерить” будущее на свои цели и планы и продолжить работу над своим индивидуальным планом развития в рамках специального образовательного модуля Университета Талантов.

Принять участие в этом треке могут Студенты Университета Талантов - школьники 9-11 классов и студенты с подтвержденными достижениями в спорте, науке, культуре и искусстве, социальном творчестве, технике и предпринимательстве.

2. Для экспертов и партнеров

Мы приглашаем Вас:

  • принять участие в экспертном обсуждении доклада Boston Consulting Group и Сбербанка “Россия 2025: от кадров к талантам”  

  • на проектировочную сессию по формированию модели центров по работе с одаренными и талантливыми детьми и молодежью, создаваемых ОЦ “Сириус” по всей стране

Принять участие в этом треке могут директоры лицеев-интернатов, школ и гимназий, центров по работе с одаренными детьми и эксперты в области развития человеческого капитала со всей России.

3. Для наставников

Наставники приглашаются на:

  • модуль Курса “Управление продюсированием талантов” по компетенции “Индивидуальная фасилитация”. Это одна из ключевых компетенций работы с одаренными детьми, позволяющая раскрыть их потенциал.
  • на финал Всероссийской олимпиады наставников, где состоится конкурсная защита и экспертиза лучших наставнических практик в сфере сопровождения талантливых детей и молодежи (подробнее о финале Вы можете прочитать на странице олимпиады).

Принять участие в этом треке могут:

  • наставники Университета Талантов, получившие приглашение на модуль

  • специалисты, работающие с молодыми людьми, которые желают присоединиться к сообществу наставников после прохождения конкурсного отбора.

Как принять участие?

Для участия необходимо:

  1. Зарегистрироваться ниже по форме
  2. Пройти конкурсный отбор
  3. Получить подтверждение участия на электронную почту

Если у Вас остались вопросы, Вы можете обратиться к координаторам:

  • желающие из числа молодежи - к Аделе Ахметовой по электронной почте: student@utalents.ru или  написав в Whatsapp и Telegram по номеру: 8 (960) 031-11-90

  • желающие из числа наставников - к Лилие Орловой по электронной почте: mentor@utalents.ru или написав по номеру: 8 (950) 311-00-77

  • эксперты и партнеры - к Руслану Нуриеву по электронной почте: partners@utalents.ru или по номеру 8 (986) 720-08-35

  • все, кто не дозвонился до кого-либо из координаторов, вы можете обратиться к Айдару Акмалову на электронную почту director@utalents.ru или по телефону 8(927)433-45-81


📰

— Новости по теме

Все новости
Алексей Горбачев: «Татарстан не только получает, но и распространяет лучшие учебные практики»

4 октября 2019

Алексей Горбачев: «Татарстан не только получает, но и распространяет лучшие учебные практики»

Мир быстро меняется и постоянно бросает вызовы современному поколению. Молодые люди должны быть готовы к любым изменениям в будущем, чтобы стать востребованными и в полной мере реализовать свои знания и умения. Для этого им необходимо как можно раньше определить и раскрыть свой потенциал, развить свои таланты и овладеть не только профессиональными, но и надпредметными навыками. 

С 2015 года в городе Сочи по инициативе Президента Российской Федерации работает Образовательный центр «Сириус». Круглый год специалисты центра способствуют развитию и дальнейшей профессиональной поддержке одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусства, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве. Образовательные программы центра помогают ребятам раскрыть таланты и определиться с будущим применением себя в жизни.

Мы поговорили с заместителем руководителя Фонда «Талант и успех», руководителем Учебно-методического центра Образовательного центра «Сириус» Алексеем Николаевичем Горбачевым (г. Сочи) о том, чего не хватает традиционной системе образования, что важно в процессе воспитания талантливых детей и почему регионы должны сотрудничать друг с другом при работе с талантливой молодежью. 

― Алексей Николаевич, каким вы видите специалиста будущего, какими компетенциями он должен обладать?

― Специалист будущего должен быть эффективен. Этот фактор складывается из личных и социальных качеств человека. Во-первых, в личных качествах важна проактивность. Человек должен сам работать в своем круге влияния и понимать, что он может изменить мир. Во-вторых, важно уметь ставить себе цель, формулировать свою миссию и опираться на свои принципы. В-третьих, большую роль играет правильное распределение времени. Есть такое явление, как «жизнь во втором квадрате» по матрице Эйзенхауэра, там находятся важные и срочные дела. Так все живут: срочно, срочно, срочно… Между срочным и важным часто человек перемещается в срочное, но не в важное. Как итог, это перетекает в срочное и неважное. Если человек умеет перевести положение дел в состояние «важное и несрочное», он начинает иначе видеть ситуацию.

В социальных качествах важны коммуникативные навыки. Когда человек умеет проявлять эмпатию и понимать других, понимать, что сказано. Важно мыслить в стратегии взаимной победы. То есть в любых взаимоотношениях человек должен понимать: лучшая стратегия не «я выиграл ‒ ты проиграл», а взаимный выигрыш. Также здесь не обойтись без поиска синергии в каждом пункте, то есть в каждом значении и действии. И обрамлять это все должно непрерывное саморазвитие. Специалист будущего должен хотеть и мочь учиться.

― Как вы считаете, традиционная система образования способна нам давать таких специалистов?

― Образование важно и нужно. Например, я глубоко убежден, что математика в том или ином виде нужна всем. Математика ‒ это не про формулы. Это про строгость формулировок и в том числе понимание того, что же вы хотели сказать. Это вопрос общей коммуникации по всему миру, ведь люди часто неправильно формулируют свои мысли. Одна из ключевых способностей, которой должна обучать математика – умение логически мыслить, рассматривать несколько видов решения одной задачи. Поэтому я не скажу, что традиционную систему образования нужно перестраивать. Уже сейчас есть прекрасные школы с очень сильными учителями, которые применяют лучшие учебные практики и выпускают успешных ребят. Задача системы образования сегодня ‒ перенять опыт таких школ, заимствовать практики и применить их повсеместно.

― В своем выступлении на форуме «Открытие талантов» вы говорили, что все начинается с выявления таланта и мотивации, которой детям не хватает. По каким причинам так происходит?

― Чаще всего виной тому отсутствие информации и понимания того, как надо делать и учиться. В том числе это и отсутствие наставника. Самые первые наши наставники ‒ родители, вторые – воспитатели детского сада, школьные учителя. Не всегда они обладают знаниями о том, как мотивировать и что интересного предложить ребенку для этого. Если учитель мыслит в рамках школьной программы и работает с детьми четко по параграфам учебника, ничего не получится. Другое дело, если учитель учит думать, искать возможности и варианты, учит нестандартным подходам, играм. Здесь важно завлекать детей. Например, с помощью школьных олимпиад.

Как пример – Всероссийская олимпиада состоит из четырех этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Чаще всего все внимание устремлено на региональный и заключительный этапы, а ведь самый главный этап – школьный. Именно на школьном этапе учитель может объяснить ученику, что предмет вообще устроен по-другому. Чтобы хорошо разбираться в предмете, совершенно не обязательно учиться на пятерки. Изначально система образования работала так, что школьный этап воспринимался несерьезно. Понятно, что здесь о мотивации речи не идет. Часто образовательному процессу не хватает элемента игры.

Представим, что приходит учитель и показывает ученикам задачу, которая «взрывает мозг». Такую задачу, что люди начинают думать: а что, так можно было? Уже на этом этапе интерес ребенка подогреется, а дальше не нужно заставлять. Можно сказать: ребята, сходите на олимпиаду, попробуйте поиграть с этими задачами. Когда обучение происходит в терминах игры, это может дать неожиданно позитивный эффект.

― Что же важно в процессе воспитания детей родителями, на ваш взгляд?

― Сложный вопрос. Всегда есть ощущение, что каждый ребенок талантлив. Здесь важно в какие-то моменты не сломать, в какие-то ‒ поддержать, а где-то даже чуть-чуть заставить. Угадать, как и когда будет правильно, очень сложно! Это очень тонкая работа. Ключевой аспект в системе образования, в том числе и для родителей – создание среды. Что такое среда? Это значит, что если родители интересуются наукой, если родители читают, сами проявляют свой интерес и сами продолжают учиться, то все будет работать как надо.

― Алексей Николаевич, по вашему мнению, как регионы могут наладить наиболее эффективный обмен опытом и учебными практиками?

― Во-первых, регионы могут приглашать специалистов из соседних регионов, чтобы педагоги могли пройти у них обучение. Часто проводить такие практики довольно сложно, но вполне достаточно делать профильные смены и выявлять сильных педагогов. Во-вторых, перспективной моделью передачи опыта сегодня является дистанционный метод. Он позволяет многим ведущим педагогам и наставникам страны собраться и сделать качественный продукт с минимальными затратами. Такие попытки предпринимаются уже сегодня. Наш образовательный центр тоже над этим работает в системе «Сириус.Онлайн». В-третьих, в любом случае нужно учиться и стажироваться. Одно дело – приглашать, а другое дело ‒ те же педагоги могут сами приехать в другой регион и стажироваться. Нужно выстраивать это коммуникацию между регионами. Важно сотрудничать, а не конкурировать друг с другом. Это как раз к истории о том, что мы должны мыслить в рамках обоюдного выигрыша и не только касательно людей, но и целых регионов.

София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Нужно чувствовать, что небезразлично людям, и развивать мир своими проектами»

24 января 2018

«Нужно чувствовать, что небезразлично людям, и развивать мир своими проектами»

На IV республиканском форуме «Открытие талантов», который прошел в Казани с 13 по 14 декабря, эксперты, наставники, соотечественники, студенты и школьники обсуждали развитие республики, четвертую промышленную революцию, цифровую экономику и их влияние на жизнь. Во второй день форума эксперты говорили об образовательных стандартах и программах индивидуального развития детей и молодежи. Один из участников дискуссии, начальник отдела проектных лабораторий образовательного центра «Сириус» Игорь Асонов рассказал нам о том, как развивается центр и какие новые лаборатории там вскоре откроются.

Об отборах на проектные смены «Сириуса»

Ежегодно в июне образовательный центр для одаренных детей «Сириус» проводит смену «Большие вызовы» — это программа, посвященная проектной работе. Впервые она состоялась в 2016 году, тогда мы отбирали ребят исходя из их достижений в предметных олимпиадах. В 2017 году мы придумали новую систему — региональные конкурсные отборы. Летом они прошли в 12 регионах России (Татарстан был в их числе — Прим.ред.), а в 2018 году мы рассчитываем уже на 24 региона. Главное, на что мы обращаем внимание, оценивая работы школьников — актуальность и востребованность проектов, личный вклад участников: как правило, проекты выполняют в группах, и нам важно понимать, что именно делал заявитель.

Об открытии новых лабораторий в центре «Сириус»

В июле 2017-го попечительский совет фонда «Талант и успех» решил, что в 2018 году на смены приедут не 600 детей, как обычно, а 700. Около 300 детей будут заниматься наукой — это в полтора раза больше, чем в предыдущие годы работы «Сириуса». При этом к существующим лабораториям прототипирования, схемотехники и электроники, беспилотного автотранспорта, космических систем, нанотехнологий, биохакинга и полигонов в начале 2018 года добавится лаборатория когнитивных исследований. Она посвящена исследованиям влияния образования на развитие талантливого ребенка и его карьерный рост. Лабораторию агробиотехнологий «Сириус» запускает совместно с партнерами из сферы сельского хозяйства, она будет решать практические задачи из этой сферы. Еще одно новое направление — data-science: в этой лаборатории будут разрабатывать алгоритмы машинного обучения. Также мы разрабатываем лабораторию «умного города» совместно с Департаментом информационных технологий Москвы и лабораторию энергоэффективности совместно с Россетями.

О сотрудничестве с Университетом Талантов

Университет Талантов и фонд «Талант и успех» сотрудничают достаточно успешно. Мы работаем над созданием в Татарстане регионального центра по модели «Сириуса». Множество ребят из Татарстана приезжает на смены в «Сириус». Мы рады этому и надеемся, что их количество вырастет.

О будущем

Надеюсь, что четвертая промышленная революция приведет людей к возможности заниматься интересными проектами и уделять больше времени творчеству благодаря роботизации. С другой стороны, революция — это вызов для специалистов, которых потенциально могут заменить машины. В группе риска — бухгалтеры, водители, секретари и представители других, самых разных профессий. Нужно продумать, как социализировать людей, которые выпадут из трудового процесса из-за машинизации. Например, с помощью переквалификации — тогда таксистам придется стать программистами беспилотных транспортных средств. Понятно, что все это весьма не просто. Во многом социальный вопрос тормозит развитие и пришествие революции будущего.

О том, как молодежи оставаться востребованной в будущем

Мой совет — следить за трендами и проектировать свое будущее. Надо анализировать, будут ли нужны через 5-6 лет существующие сегодня специальности, слушать мнения экспертов об этом. Будущее невозможно предсказать, но что-то просчитать возможно. Понятно, что многие профессии исчезнут — вопрос в том, какие появятся. Важно научиться адаптироваться, чтобы иметь способность, например, создать бизнес нового типа: решить социальные проблемы и сделать людей счастливыми. Нужно жить с широко открытыми глазами, чувствовать, что небезразлично людям, и развивать мир своими проектами.

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Футуролог, теоретик трансгуманизма и крионики Данила Медведев: «Главный вызов для молодежи — осознать свою роль и значение в современном мире»

22 декабря 2017

Футуролог, теоретик трансгуманизма и крионики Данила Медведев: «Главный вызов для молодежи — осознать свою роль и значение в современном мире»

Одним из экспертов IV форума «Открытие талантов» стал Данила Медведев — активный пропагандист идей трансгуманизма и технологического прогресса, создатель Российского трансгуманистического движения, председатель совета директоров компании «КриоРус» и руководитель проекта «Системная схема старения человека». Мы узнали у футуролога, как под воздействием научного прогресса изменятся общественные отношения и социальные институты, а также повлияют ли технологии на эволюцию homo sapiens.

— Расскажите вкратце, что такое трансгуманизм?

В общих чертах это философская концепция, согласно которой главная цель существования человечества — тотальное развитие с помощью технологий. Оно не должно ограничиваться тем, что человек создает вокруг себя — архитектурными сооружениями, гаджетами, транспортными средствами. Прежде всего, человек должен улучшать самого себя в биологическом смысле, выходить за рамки homo sapiens и становиться постчеловеком — новым организмом, который впервые за всю историю планеты научился управлять собственной эволюцией.

Одна из технологий, которую продвигают трансгуманисты — крионика: заморозка живых существ для их лечения или улучшения в будущем. Это своего рода машина времени для тех, кто хочет поскорее оказаться в светлом будущем и остаться молодым.

— Как трансгуманизм изменит взаимоотношения людей? Сохранятся ли дружба или семья в привычном понимании?

У студентов и выпускников вузов, которые уже начали работать или развивать собственный проект, возникают прежние трудности в общении с друзьями: они перестают общаться со старыми знакомыми и должны завести новых. Но из-за постоянного погружения в соцсети и смартфоны, сделать это сложнее: молодежь замыкается в себе. Молодым и талантливым, но замкнутым в себе людям поможет книга знаменитого американского психолога Дейла Карнеги «Как заводить друзей и влиять на людей». Книга вышла еще в 1936 году, но своей актуальности, на мой взгляд, до сих пор не потеряла. Так что можно сказать, что дружеские отношения сохранятся практически в неизменном виде.

Иная ситуация происходит с семьей: исчезли принуждение и надзор со стороны общества за этим социальным институтом. Теперь никто не обязан заводить семью в привычном понимании. Решение об этом каждый принимает индивидуально исходя из своих потребностей. Кому-то нужна поддержка близкого человека, а кто-то прекрасно справляется с трудностями в одиночку.

— Может ли научная фантастика показать, как жить молодежи в будущем?

Современная фантастическая литература, скорее, развлекает и не дает советов о том, как приспособиться к постчеловечеству и трансгуманистическому будущему. Исключение — отечественный цикл «Странные романы» Юрия Никитина. Несмотря на критику литературного стиля автора, он разносторонне и понятно описал сценарии приспособления общества к технологическим изменениям. В свою очередь, мы с единомышленниками-футурологами знаем, как исправить ситуацию с видением будущего, и предлагаем создать трансгуманистический эпос: каждый сможет написать свое мнение о будущем в формате эссе и опубликовать его в сети.

— Какие вызовы появятся перед молодежью в будущем и как к ним подготовиться?

Общество старательно оберегает современную молодежь от вызовов будущего. С другой стороны, официальные медиа декларируют, что молодые люди — носители и творцы этого будущего, от них зависит развитие мира через 10-20 лет. Противоречивая трактовка роли молодежи логична: любая система, в том числе и образовательная, стремится сохранить статус-кво и ничего существенно не менять в своей структуре. В связи с этим главный вызов для молодежи — осознать свою роль и значение в современном мире. Ни родители, ни учителя, ни наставники им об этом не расскажут, ведь молодым людям в ближайшие годы придется столкнуться с абсолютно новыми явлениями — например, трансформацией человека в постчеловека. Протезирование, киборгизация, биотехнологии, генная инженерия — все это рано или поздно изменит общество до неузнаваемости. Об этих технологиях пишут научно-популярные, образовательные и обычные медиа, однако они боятся признать радикальные последствия распространения этих новшеств для общества.

— Наступила ли четвертая промышленная революция и как экономика изменится под воздействием цифровых технологий? Как эти явления повлияют на молодых людей?

Для российских реалий эти понятия остаются фантастикой. Существует мнение, что научно-технический прогресс ускоряется и влияет на все сферы жизни. Однако реальный опыт показывает, что это, скорее, попытка выдать желаемое за действительное. К примеру, производительность труда на заводах в Детройте с 1960-х выросла незначительно — так же, как и зарплата рабочих. Более очевидный пример: оглянитесь вокруг и спросите себя, часто ли вы видите на улицах Казани роботов и летающих дронов? пользуетесь ли ежедневно виртуальной или дополненной реальностью? предлагает ли вам врач в поликлинике персональные лекарства, созданные для вашего генома? Эти технологии не стали частью нашей повседневной жизни. Чтобы это случилось, нужно сконцентрировать внимание и финансирование бюджета на развитии человеческого капитала — прежде всего, на образовании, науке и здравоохранении.

Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов

Фото: Rusbase

Эксперт курса «Управление продюсированием талантов» Светлана Осинцева: «Очень важно, что программа Университета Талантов постоянно совершенствуется»

20 декабря 2017

Эксперт курса «Управление продюсированием талантов» Светлана Осинцева: «Очень важно, что программа Университета Талантов постоянно совершенствуется»

В Татарстане активно формируется институт наставничества: представители образовательных организаций и предприятий со всей республики учатся необходимым для современного наставника компетенциям на бесплатном курсе «Управление продюсированием талантов». Но для определения эффективности работы конкретного наставника нужны своеобразные KPI. Прошедшая «Олимпиада наставников» — один из них. Ее участники презентовали экспертам свои образовательные проекты на IV республиканском форуме «Открытие талантов». Мы поговорили с абсолютным победителем олимпиады — Резедой Багатовой и экспертом курса «Управление продюсированием талантов» Светланой Осинцевой о программе для наставников, условиях успешного наставничества и важности сертификации наставников.

Резеда Багатова,
абсолютный победитель «Олимпиады наставников» (г.Зеленодольск)

На олимпиаде я презентовала инновационный проект «Yokogawa: поколение будущего». Одноименная компания является его заказчиком, а руководитель представительства Yokogawa Electric в Казани Алексей Анохин — моим наставником. Этот проект помогает детям сформировать профессиональные компетенции, поработать на программном обеспечении будущего, сформировать профессиональную устойчивую позицию в быстро меняющемся мире.

Для меня стало одновременно ожидаемым и неожиданным, что гран-при досталось мне. В финале олимпиады было много достойных соперников. Борьба за победу была напряженной: компетентные и требовательные эксперты глубоко оценивали конкурсантов и задавали каверзные вопросы. Один из них спросил, какое достижение в своем проекте я считаю главным. На мой взгляд, это польза моей работы для детей: они достигают высоких результатов, отчего я получаю большое удовлетворение.

Победа — это определенно новая ступень в моей жизни. Для себя и других наставников скажу, что дорогу осилит идущий. Самое главное для профессиональной реализации — желание. Нужна мечта, воля к победе, очень много усердия, трудолюбия. На олимпиаде я узнала свои точки роста. Так что пока живу, буду совершенствоваться, развиваться и достигать новых целей.

В течение двух дней я участвовала в работе Форума «Открытие талантов». Дни были очень насыщенными: в программе были мастер-классы, тренинги, ролевые игры, спикеры — настоящие профессионалы в своем направлении. Я многое для себя узнала, постоянно что-то конспектировала, чтобы потом использовать в своей работе.

Светлана Осинцева,
эксперт курса «Управление продюсированием талантов», руководитель направления методологии в дирекции по управлению человеческим капиталом АО «Альфа-банк» (г.Москва)

Очень важно, что программа Университета Талантов постоянно совершенствуется. В этом году мы предложили наставникам более широкий курс фасилитации и модерации. Мы говорили об индивидуальной фасилитации, и она значительно отличается от методов групповой работы, которой мы раньше учили наших наставников. Благодаря двум образовательным дням на форуме наставники смогут увереннее проводить индивидуальные встречи с родителями по карьерному планированию и развитию будущего подростков.

Я считаю, что сертификация наставников — свидетельство приобретения уникальных навыков, которые будут использованы на площадках Университета Талантов и в образовательных организациях. Университет Талантов дает педагогам новые специализации — тренера, наставника-фасилитатора и модератора, которые можно получить только здесь.

Гульназ Хайруллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Директор ГРИНТ КНИТУ-КАИ Екатерина Егошина: «Единственный способ подготовиться к будущему — постоянно вкладываться в себя, знания и компетенции»

20 декабря 2017

Директор ГРИНТ КНИТУ-КАИ Екатерина Егошина: «Единственный способ подготовиться к будущему — постоянно вкладываться в себя, знания и компетенции»

13-14 декабря партнер Университета Талантов по госпрограмме  — Германо-российский институт новых технологий КНИТУ-КАИ — принимал в своих стенах IV республиканский форум «Открытие талантов». Эксперты, наставники, студенты и школьники обсуждали развитие потенциала молодого человека в условиях цифровой экономики и четвертой промышленной революции. Одним из участников форума стала директор Германо-российского института новых технологий Екатерина Егошина, которая более 10 лет проживала в Санкт-Петербурге, а в прошлом году вернулась в Татарстан. Мы поговорили с ней о влиянии будущего на настоящее, нестабильности получаемых знаний и инвестициях в собственное образование.

— Темой прошедшего форума стала четвертая промышленная революция и ее влияние на нашу жизнь. Как Вы считаете, как она действует на нас?

Я не верю в апокалиптические предсказания и восстание машин. Вся наша жизнь уже в смартфонах, хотя пять лет назад это было невообразимо. Думаю, точно так же мы приспособимся ко всем будущим технологиям. Сложно привыкнуть не к гаджетам, а к переходу к новому образу жизни, бизнес-моделям, функционированию рынков и отраслей. Уберизация, автоматизация, технологии цифрового производства, искусственный интеллект убивают целые сферы экономики: посредников, брокеров, консультантов и так далее. Работникам этих отраслей нужно быть готовыми к изменениям во всех сферах жизни: от повседневных задач до профессиональных.

— Стоит ли студентам опасаться, что полученные в вузе знания станут неактуальными из-за роботизации?

В некоторых сферах срок появления и прочного внедрения новых знаний достигает 5-7 лет. Это значит, что знания, которые студенты сейчас получают в университетах на первом курсе, имеют большой шанс стать неактуальными уже к моменту защиты диплома. Самая большая сложность для современного человека — научиться действовать в новой парадигме. Нужно смириться с необходимостью постоянно учиться, осознать, что вряд ли вы сможете заниматься выбранной профессией всю жизнь — скорее всего, ее придется не раз поменять или несколько раз серьезно доучиваться. Существует прогноз, что к 2030 году начинать свою карьеру с нуля 3-5 раз за жизнь станет нормой. Нет никакой гарантии, что вы будете востребованы завтра. Единственный способ подготовить себя к будущему — постоянно вкладываться в себя, знания и компетенции. Ресурс молодого человека — это не полученный диплом, а исключительно то, что есть в его голове.

— На открытии форума Вы говорили, что сможете адаптироваться и найти свое место в любой ситуации. Как считаете, Ваши студенты готовы к этому?

Студенты ГРИНТ ездят в Германию для учебы в университетах-партнерах. По своему опыту скажу — эта поездка становится для них шоком. Студенты возвращаются другими людьми — не только потому что здорово путешествовали, но и осознали, что многого пока не знают. Думаю, это изменение мышления — важный «щелчок» в голове, помогающий подготовить молодежь к переменчивому будущему.

На форуме мы говорили о том, что в эпоху цифровой революции понадобятся работники, которые смогут ставить задачи — те, кто сможет говорить, что нужно делать для автоматизации процессов. Эта работа требует более высокого уровня знаний, подготовки, опыта и образа профессионального мышления. Человек должен широко смотреть на проблему, определять точки роста и сферы для изменения. Тому, кто выполняет стандартные процедуры, такой навык не по плечу. И именно эти люди находятся в зоне риска в условиях так называемой технологической безработицы.

— Как, на Ваш взгляд, с развитием цифровой экономики меняется образование?

В университетах появляется множество интересных образовательных программ. В ГРИНТе мы открыли лабораторию Siemens, чтобы изучать развитие автоматизации в энергетике. Также у нас работает центр «Индустрия 4.0», где студенты изучают системы управления жизненным циклом продукта.

Лаборатории, подобные нашим — шаг к подготовке студента к будущему. Возможность там поработать даст ему представление о том, как функционируют основные программы цифровой эпохи, которые потенциально смогут заменить человека. Он научится мыслить так, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, востребованным, и заниматься тем, что нравится.

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Блокчейн, дизайн-мышление и глобальные технологические рынки. К каким вызовам будущего молодежи нужно готовиться уже сегодня?

19 декабря 2017

Блокчейн, дизайн-мышление и глобальные технологические рынки. К каким вызовам будущего молодежи нужно готовиться уже сегодня?

Главной темой заключительного в серии крупных событий 2017 года Университета Талантов форума «Открытие талантов» стало будущее — технологии и изменения, которые они принесут для общества и сферы образования. Мы узнали у трех экспертов в области IT, дизайна и образования, какие вызовы стоят перед молодыми людьми и как к ним подготовиться.

Александр Уваров,
заведующий кафедрой дизайна, старший научный сотрудник отдела инновационных программ и проектов Томского государственного университета (Томск)

Услышав слово «дизайн», большинство россиян представляют себе нечто, способное украсить жизнь общества или улучшить внешний вид техники. В действительности дизайн — более широкое понятие, изначально оно подразумевало остроумное решение. Дизайн не просто украшает: он упрощает, улучшает привычные вещи. Например, как сделать рабочее пространство площадью 200 кв. метров комфортным? Хороший дизайнер предложит планировку, при которой работникам будет удобно и на 100 кв. метрах.

За два дня форума я обнаружил интересную тенденцию: в Татарстане к дизайну относятся как к чему-то дорогому и второстепенному. Республиканские компании и организации считают, что могут самостоятельно сделать дизайн своих продуктов. Но в итоге результат оставляет желать лучшего. В действительности дизайн может сэкономить денежные средства компаний. Например, однажды мой приятель–полиграфист сохранил миллионы рублей одной организации, уменьшив формат рекламных листовок на пару миллиметров. Вышло не только красивее, но и экономичнее. Татарстан тоже начнет экономить, если изменит отношение к дизайну и даст молодежи больше возможностей научиться ему. Для этого Университет Талантов может привлекать дизайнеров в качестве наставников. Например, эта помощь будет полезна участникам проектной олимпиады «Генеральный конструктор». Инженерные решения часто выходят не доработанными или неудобными для повседневного пользования. Дизайн-наставники помогут ребятам на стадии разработки проекта сделать его простым, удобным и экономичным. Этот факт повысит шансы найти для него инвесторов и закрепиться на рынке,

Александра Бобрецова,
эксперт Университета Талантов, бизнес-тренер, руководитель российской интеллектуальной конференции INRU (Санкт-Петербург)

За два дня форума я вновь убедилась в том, что в республике существует проблема взаимодействия образования и производства. Эти две сферы «общаются» на разных языках. Из-за этого организовать стажировки или выстроить программу профориентации в республике удается не всегда. Университет Талантов может помочь решить эту проблему. Необходимо лишь выделить наставников и специалистов, которые будут заниматься налаживанием контактов с работодателями.

Университет обладает сильным ядром из «прорывных» компетенций. В то же время сами проекты — «Генеральный конструктор», «Чемпионат научных состязаний» или «Олимпиада наставников» — должны меняться в зависимости от тенденций. Список проектов Университета можно дополнить цифровой журналистикой, дизайн-мышлением, мягкими способами управления.


Рустам Давлетбаев,
руководитель Центра компетенций блокчейн Университета Иннополис (Иннополис)

Наверняка, вы не раз слышали о рынках Национальной технологической инициативы: AeroNet, NeuroNet, AutoNet и других. Каждый из них будет охватывать одну из производственных или технологических сфер в создании новых летательных аппаратов, беспилотных автомобилей или исследовании мозговых и нервных процессов. Структура этих рынков будет глобальной — настолько, что со временем трудовая и экономическая специфика отдельных стран отойдет на второй план. Рынки, а не территории будут определять, какие специалисты потребуются работодателям.

Блокчейн — это технология, которая, действительно, упростит документооборот и принятие решений людьми. Я считаю, технологический прогресс подобен волне цунами, которая неизбежно накроет все сферы общественной жизни. Пока одни государства будут первыми внедрять новшества в работу политических институтов, другие отстанут в своем развитии, если не последуют примеру коллег на международной арене.

Возможности блокчейна, искусственного интеллекта или нейросетей широки. Думаю, в ближайшем будущем мы увидим радикальные изменения в работе парламентов по всему миру. Более того, изменится суть законов: они станут более гибкими под запросы общества. Люди будут доверять своим правительствам, а доверие станет залогом справедливости.

Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов

Фото: Дмитрий Колесников, Кирилл Балобанов

«Вуз должен давать человеку навыки: профессию он получит на рабочем месте»

19 декабря 2017

«Вуз должен давать человеку навыки: профессию он получит на рабочем месте»

В течение двух дней, проведенных на IV республиканском Форуме «Открытие талантов», студенты Университета Талантов слушали выступления ведущих российских экспертов о четвертой промышленной революции, участвовали в дискуссиях, создавали траектории индивидуального развития вместе с наставниками, общались с тьюторами и сверстниками. О том, как события форума повлияли на молодых людей, какие проекты они создают и почему поступление в вуз для них непривлекательно — в блиц-интервью со студентами Университета Талантов.

Данил Вараксин,
студент 3 курса Казанского федерального университета

Я познакомился с Университетом Талантов в прошлом году во время проектной сессии-передвижной выставки «Мой город. Мой талант» в Арске — победил с проектом о беспилотных грузовых платформах. Затем меня пригласили на Молодежную школу талантов, где я получил мини-грант на воплощение проекта. А в прошлом декабре на финале Чемпионата научных состязаний я с этим же проектом выиграл главный приз и в этом году побывал на международной конференции в Париже. Для меня Университет Талантов — это хорошая платформа для нетворкинга и обмена опытом. Особенно ценно общение с экспертами и сверстниками.

Как мне кажется, в России пока рано говорить об индустрии 4.0 и цифровой экономике. Мы и в индустрию 3.0 пока до конца не перешли: в нашей стране нет базы для перехода в четвертую, нет собственных производств и современных технологий, мы многое покупаем у других стран. Как перейти в индустрию 4.0, где все основано на кремниевых микрочипах, если мы производим их разве что для обороны? Кроме того, в России нужно менять систему образования, менталитет и мышление людей, особенно молодежи.

Один из спикеров форума сказал, что четыре года — очень долгий срок для обучения в вузе: за это время в мире может измениться абсолютно все — так оно и есть. Мне кажется, учиться в вузе нужно не дольше двух лет. Университет должен давать человеку навыки быстрого обучения, готовить его работать с большим количеством задач, а профессию он получит на рабочем месте. Студентам нужно больше самостоятельности и проектной работы.

Расим Гарипов,
ученик 10 класса казанской школы №9

Два года назад я участвовал в Чемпионате научных состязаний Университета Талантов с проектом «умного дома», но он пока приостановлен. Для его воплощения нужно купить и подготовить оборудование, создать программное обеспечение с использованием нейронных сетей и голосового управления — на все это требуется около миллиона рублей. Оснащение одного дома будет стоить 300-400 тысяч рублей в зависимости от функций. Университет Талантов помогает мне развивать коммуникабельность и лидерские качества. Это очень полезные навыки. Тот, кто не владеет навыками общения, вряд ли сможет правильно использовать все остальные свои умения и воплотить идеи.

Мне нравится концепция криптовалюты — отсутствие посредников в виде банков и других организаций. Это безопасная технология, в которой правильность данных проверяют несколько участников сети: если информация неправильная, транзакция не пройдет. Но у меня есть опасение, что система блокчейнов обрушится, и криптовалюта потеряет свою ценность.

Для меня поступление в вуз не так важно, как реализация собственных проектов. Учебные заведения в основном готовят специалистов узкой направленности для наемной работы. Я же склоняюсь к предпринимательству: мне интересно придумывать что-то самому и давать людям необычную работу.

Регина Мусина,
ученица 10 класса лениногорского лицея №12

В этом году я впервые участвовала в Летней молодежной школе, где и познакомилась с Университетом Талантов. Осенью мне на почту пришло приглашение на Форум «Открытие талантов», и я решила не упускать возможность принять участие. Это первое событие, в котором я участвовала в качестве студента Университета Талантов.

Стремительное развитие экономики дает людям возможность развиваться. Чтобы этот процесс не прекращался, нужно заниматься тем, от чего получаешь удовольствие. Тогда будет постоянная мотивация и движение вперед. Молодым людям нужно находить единомышленников, искать поддержку, ведь на начальном этапе развития они не владеют достаточными знаниями, связями и опытом.

Мне кажется, чтобы быть готовой к условиям четвертой промышленной революции, наша страна должна уделять внимание воспитанию талантливых детей — как это делает Университет Талантов. Здесь я получаю новые знания у наставников, оттачиваю навыки общения и учусь слушать других людей. Некоторые фразы спикеров хочется цитировать. Например, мне очень понравилось высказывание руководителя технопарка «Навигатор кампус» Василя Закиева. По его словам, сейчас люди, создавая проекты, не ориентируются на конечный результат, а этому очень важно научиться. Я обязательно буду помнить об этом, работая над своими проектами.

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Какие компетенции необходимо освоить наставнику в эпоху цифровой экономики?

19 декабря 2017

Какие компетенции необходимо освоить наставнику в эпоху цифровой экономики?

13-14 декабря в Германо-российском институте новых технологий КНИТУ-КАИ прошел IV республиканский форум «Открытие талантов», включавший образовательный модуль для наставников Татарстана, обучающихся на курсе «Управление продюсированием талантов». Мы поговорили с его участниками о новых знаниях, требованиях цифровой экономики к молодежи и умениях современного наставника.

Кристина Ратникова,
преподаватель биологии в колледже малого бизнеса и предпринимательства

Благодаря участию в модуле, я узнала, что такое фасилитация и изучила новые образовательные приемы в наставничестве. На занятиях мне пригодится коучинговая система — навык правильной постановки вопросов, позволяющих студентам задуматься, а не давать односложные ответы.

Нам, педагогам, нужно быть на одной волне со студентами, разговаривать на понятном для них языке, не отставать от жизни. В принципе, система обучения может быть абсолютно такой же, как и раньше, но нужно вводить новшества. Мы используем мультимедийный контент и проектную работу, чтобы дети не получали готовую информацию, лежащую на поверхности. Мы должны учить их, как добывать знания и как их потом применять.

Цифровая экономика — это очень удобно. Считаю, что каждый молодой человек должен уметь с ней работать. Мы ежедневно сталкиваемся с приложением «Сбербанк Онлайн», интернет-магазинами. Поэтому я за то, чтобы изучение основ цифровой экономики ввели в образовательную программу.

Ольга Репина,
начальник отдела аспирантуры НГПУ, координатор магистратуры «Управление талантами: потенциал и компетенции» (Набережные Челны)

На форуме я впервые оказалась на мастер-классе по фасилитации руководителя направления методологии дирекции по управлению человеческим капиталом «Альфа-банка» Ольги Осинцевой. Там я испытала себя в роли фасилитатора и открыла функцию наставника с другой стороны.

Наставнику нужно понимать, какие компетенции он должен развивать у молодежи в условиях цифровой экономики. Мониторинг по мерам поддержки, который провели мои коллеги из НГПУ, показывает, что наставники развивают личностные качества, не задумываясь об их важности и соотношении с требованиями будущего.

Сейчас в нашем вузе меняются требования к образовательным программам: мы должны создавать востребованные интерактивные электронные ресурсы. Образовательно-педагогическая работа будет проходит и очно, и онлайн. Последнему нужно учиться: пока педагоги не очень хорошо работают с технологиями. Для нас это, скорее, нагрузка, чем стиль жизни, как для молодежи. Впрочем, цифровая экономика требует освоения новых компетенций не только от наставников, но и молодежи. Ей нужно следить за трендами, анализировать происходящее вокруг, работать с большими данными. Молодым людям нужно понимать, что они сами ответственны за свое будущее.

Гульназ Хайруллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Фото: Дмитрий Колесников, Кирилл Балобанов

«Риски есть, но положительных сторон больше». Что тьюторы Университета Талантов думают о цифровой экономике?

18 декабря 2017

«Риски есть, но положительных сторон больше». Что тьюторы Университета Талантов думают о цифровой экономике?

Tutor переводится с английского как «наставник» — это человек, который работает один на один со школьником или студентом и помогает ему построить индивидуальный план обучения и развития. В Университете Талантов тоже есть тьюторы. Они курируют молодежь на крупных событиях: помогают понять выступления спикеров, обсуждают полученные знания и решают возникающие конфликты. Мы побеседовали с тьюторами IV республиканского форума «Открытие талантов», который прошел 13-го и 14 декабря в Германо-российском институте новых технологий КНИТУ-КАИ, и узнали, что они думают о своей работе и глобальных технологических трендах.

Денис Ачинцевстудент 3 курса Елабужского института КФУ

Я участвовал в программе «Старт» Университета Талантов. В наш вуз приехали лучшие педагоги республики, провели для нас, будущих педагогов, мастер-классы по работе с талантливыми детьми и открытые уроки по школьным предметам с использованием новых методов преподавания. Участвовать в форуме «Открытие талантов» мне предложил декан факультета математики и естественных наук Загир Азгарович Латипов.

Тьютор — наполовину вожатый, наполовину наставник. Мы следим за участниками форума, помогаем им лучше усвоить информацию, которую они здесь получают, вместе обсуждаем лекции, дискуссии. Благодаря работе с участниками, у нас тоже есть возможность развиваться, слушая выступления и общаясь со спикерами.

У перехода экономики на «цифру» есть свои риски, но положительных сторон, конечно, больше. В России новые технологии внедряются довольно-таки медленно, но в сфере образования продвижение уже есть. Из положительного — изменение государственных стандартов преподавания и применение новых методов обучения.

Я собираюсь стать учителем биологии и химии. После Нового года у меня начинается практика в школе. Уроки нужно будет проводить по новому ФГОС. Новые стандарты предполагают, что ученики сами ставят себе цель, а учитель выполняет роль наставника, направляющего. Он не объясняет тему, как это было раньше, а наводящими вопросами подводит учеников к нужным знаниям. Я считаю, этот метод дает ученикам больше возможностей, хотя им придется работать с большим объемом информации.

Ильдар Шамсутдинов, студент 3 курса Колледжа информационных технологий КАИ

Я пришел в Университет Талантов в 2014-м: сначала участвовал в Молодежной школе талантов, а в прошлом году стал тьютором.  

Для меня участие в форуме «Открытие талантов» — это опыт и новые знакомства. Вчера я общался с соотечественником — он работает в Америке, программирует беспилотные автомобили для Uber. Мой новый знакомый порекомендовал мне читать больше научных статей и посоветовал найти профессора — он может помочь выиграть грант на исследование.

Цифровая экономика — это наше будущее. Вкладываться в него нужно уже сегодня, иначе наша страна может оказаться в пролете.

Минзиля Хафизова, студентка 3 курса, председатель центра науки Арского педагогического колледжа

В прошлом году в нашем колледже прошла «Олимпиада наставников» Университета Талантов — я работала там волонтером. В этом году я посетила тренинг-классы в Арске — они были посвящены развитию когнитивности и лидерства. А недавно меня пригласили на форум «Открытие талантов» в качестве тьютора.

Тема форума — цифровая экономика. Я не очень хорошо разбираюсь в этой сфере, так что многое из услышанного на форуме было для меня новым. Когда дети создавали свои стратегии развития, я тоже определила свои ресурсы, связи и компетенции. Это было очень полезно.

Мне кажется, переход экономики на «цифру» — долгий процесс, хотя мы уже обучаем детей с помощью новых методов преподавания. Один из них — больше самостоятельности учеников при изучении нового материала. Но лично я люблю совмещать традиционные методы с новыми.


Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Коуч и геймификатор Яна Куркурина: «Наставник должен выстраивать путь развития ученика исключительно от его „хочу“»

18 декабря 2017

Коуч и геймификатор Яна Куркурина: «Наставник должен выстраивать путь развития ученика исключительно от его „хочу“»

13–14 декабря в рамках IV республиканского форума «Открытие талантов» состоялся финал всероссийской «Олимпиады наставников» для тех, кто уже долгое время занимается поддержкой молодежи в Татарстане и других регионах России. Ее участники побывали на мастер-классе практикующего коуча и геймификатора Яны Куркуриной и узнали, как определить пути развития молодежи. Мы поговорили с экспертом о целях наставничества, современных требованиях к наставникам и молодежи, и причинах популярности игровых процессов в современном мире.

— Какова цель работы наставника?

Развивать у человека самомотивацию и личные амбиции для достижения поставленных целей. В школе для этого есть учитель, в университете — преподаватель, а потом наступает взрослая самостоятельная жизнь без наставника, и человек сам должен искать путь своего развития. Если наставник будет искать стимулы для своего подопечного извне, то в будущем он не сможет самостоятельно достигать целей. Поэтому, ключевая задача наставника — развить у молодого потенциального студента самомотивацию.

— Как это можно сделать?

Выстраивать путь развития ученика исключительно от его «хочу». Используя коучинговый подход, мы задаем вопросы непосредственно самому ребенку: что для тебя важно? чего ты хочешь достичь в жизни? кем ты видишь себя через пять лет? Нынешние школьники через несколько лет закончат институт, пойдут на первое собеседование — именно там им и зададут эти вопросы. Основываясь на своих представлениях о будущем, человек самостоятельно прокладывает маршрутную карту.

— Нужен ли наставник в современном мире?

У многих людей нет ни наставников, ни менторов: они опираются исключительно на свой внутренний ресурс, на знания. С одной стороны, это хорошо: человек четко знает действующие механизмы развития. Но в то же время есть большой минус: человек не понимает, на что он способен, и двигается только в одном, узком направлении. Наставник — это человек, который помогает ему раскрыть потенциал. У него больше жизненного опыта, чем у ученика, он помогает сократить путь к цели.

— Какими навыками должен обладать современный наставник, чтобы интегрировать молодежь в цифровую экономику?

Вне зависимости от требований времени, опираться нужно на выстраивание личных отношений. Наставник, прежде всего, должен обладать гибкостью: нужно уметь подстраиваться под ребенка, находить с ним общий язык, стоять на одной ступени, а не смотреть на него с позиции взрослого. Сюда же можно отнести открытость и общительность.

— Что требует от молодежи современный мир?

Когнитивные навыки (навыки, помогающие усваивать информацию — Прим.ред.), способность общаться. Лично я сталкиваюсь в своей практике с проблемой самомотивации. Нужно обладать амбициозностью, внутренним стержнем и волей.

— Почему в наставничестве стала популярной геймификация (получение знаний в игровой форме — Прим.ред.)?

Если раньше все жили по модели 70% «надо» и 30% «хочу», то сейчас — 70% «хочу» и 30% «надо». Ныне люди понимают, что радоваться жизни приятнее, поэтому они не хотят работать в жестких условиях. Психологически в каждом человеке независимо от возраста живет ребенок, поэтому людям трудно постоянно выполнять скучную работу. Игровые техники помогают и выполнить работу, и удовлетворить интересы внутреннего ребенка. Поэтому игры становятся хорошим инструментом развития.


Гульназ Хайруллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Фоторепортаж
Фото: Дмитрий Колесников, Кирилл Балобанов

Как технологические тренды уходящего года повлияют на судьбу одаренной молодежи?

15 декабря 2017

Как технологические тренды уходящего года повлияют на судьбу одаренной молодежи?

Технологии, приближающие человечество к четвертой промышленной революции, которая радикально изменит повседневный быт людей, в этом году развивались особенно активно. Яркий и доступный пример этого — способ оплаты товаров и услуг: еще недавно мы расплачивались наличными деньгами, сегодня — одним взглядом на экран смартфона. Face ID показывает две тенденции. С одной стороны, технологии стали очень мощными, с другой — они сильно упрощают жизнь людей и становятся ее привычной частью. Все это говорит о приближении четвертой технологической революции.

Значит ли, что искусственный интеллект и роботы потеснят человеческий труд и знакомые профессии? Молодое поколение уже сейчас должно понимать, что их ждет после окончания учебы в вузе или ссузе и как составить конкуренцию автоматизированным системам через 5, 10, 15 лет.

Площадкой для обсуждения роли человека в условиях цифровой экономики стал IV республиканский форум «Открытие талантов», который прошел с 13-го по 14 декабря в Германо-российском институте новых технологий (ГРИНТ) КНИТУ-КАИ. Участниками стали более 400 участников из всех районов республики: молодежь с достижениями в спорте, науке, культуре и искусстве, социальном творчестве, технике и предпринимательстве, наставники, федеральные и республиканские эксперты в сфере работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью, соотечественники — студенты и молодые специалисты родом из Татарстана, проживающие в других регионах России и странах, сотрудники компаний и предприятий, а также представители субъектов, руководители объектов инфраструктуры выявления, развития и поддержки одаренной и талантливой молодежи.

Собравшиеся эксперты обсудили, как технологические тренды повлияют на будущее образования, и как молодежи адаптироваться к изменениям. По мнению эксперта Университета Талантов, бизнес-тренера, руководителя российской интеллектуальной конференции INRU Александры Бобрецовой, страх общества перед технологическими трендами напрасен. На примере внедрения новых технологий становится очевидно, что промышленная революция органично встроится в образ жизни людей. Поэтому экономика, политика и образование постепенно адаптирует новшества — например, на смену лекциям придут онлайн-курсы и видео, доступные в любое время.

Одна из самых нашумевших технологий этого года — блокчейн — может навсегда изменить бюрократическую машину, сделав прозрачными операции с документами. Честность документооборота будет обеспечена хранением данных на нескольких компьютерах пользователей, доступных каждому участнику процесса. Блокчейн, на мой взгляд, неизбежно улучшит жизнь общества, освободив людей от рутинной работы, — заявил руководитель центра компетенций блокчейн Университета Иннополис Рустам Давлетбаев.

Тренды на информационные технологии ставят вопрос перед сферой образования: как помочь всем молодым людям приобрести IT-компетенции? Оригинальный ответ предложил футуролог Данила Медведев. Он рассказал об эксперименте профессора Индийского технического института в Дели Шугаты Митры. Тот сделал отверстие в стене своего института напротив трущоб и поместил туда компьютер так, чтобы местные дети смогли свободно им пользоваться. Результат превзошел ожидания — молодежь быстро овладела компьютером без помощи учителей.

— Этот эксперимент говорит о том, что не нужно мешать детям осваивать гаджеты. Наоборот, нужно поощрять их и помогать, когда они сами этого просят, — считает Данила Медведев.

Пообщаться с участниками форума приехали и представители власти республики — и.о. заместителя Премьер-министра Татарстана — министра образования и науки Татарстана Рафис Тимерханович Бурганов и председатель Правления Университета Талантов, заместитель руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан — руководитель Департамента внутренней политики Президента РТ Александр Михайлович Терентьев. Они встретились с соотечественниками — молодыми специалистами, родившимися в Татарстане, но переехавшими в другие регионы России или страны. Цель этой встречи — не вернуть соотечественников в Татарстан, а понять, как выходцы из республики развиваются за пределами родного края и что они могут предложить для улучшения имиджа республики. По мнению Александра Терентьева, соотечественники оставляют хорошее впечатление о Татарстане, успешно работая и вне республики. Этот факт позитивно сказывается на имидже Татарстана.

На других площадках форума молодые люди определились с профессией, которую они хотят получить. В этом им помогла координатор программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Аделя Ахметова. Вместе с наставниками они составили индивидуальные планы развития и личные чек-листы достижений. После тренингов молодые люди участвовали в хакатоне, где решали задачи (кейсы) республиканских предприятий — Казанского химического научно-исследовательского института (КАЗХимНИИ), Казанского вертолетного завода, Татнефти, Татпрофа, КМПО, КЭТЗ и других.

На форуме подвели итоги всероссийской «Олимпиады наставников». Лучшие наставнические проекты представили в финале, а их авторы получили дипломы и подарки. Финалисты получат возможность отправиться в следующем году на образовательную стажировку (бенчмаркинг-тур) для обмена опытом работы с одаренными детьми.

Абсолютным победителем стала наставник из Зеленодольска — Резеда Багатова

1 место  — проект коллектива наставников из Арска: Риммы Ибрагимовой, Алмаза Ибрагимова, Миляушы Шакировой

2 место —  проект Анастасии Хан (Казань) и Венеры Зариповой (Набережные Челны),

3 место — проект Елены Бредневой (Москва) и коллектива наставников из Иннополиса:  Ксении Котниковой, Дмитрия Шакирзянова и Марины Зайцевой

4 место — проект Анны Прокопьевой (Набережные Челны) и Александры Карташовой (Казань)

Завершением форума стал технобал для студентов и наставников Университета Талантов, на котором студенты прошли торжественное посвящение и получили зачетные книжки.

Главной темой прошедшего форума стали технологические тренды и изменения, которые они привнесут в повседневную жизнь людей. Эксперты поделились передовыми исследованиями в развитии человеческого капитала, победители и призеры олимпиад, конкурсов прошли обучение по созданию индивидуальных планов развития, а наставники прошли сертификацию.


Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов

Престиж республики, корпоративная культура и уличное искусство. О чем говорили на прошедшем Форуме соотечественников?

15 декабря 2017

Престиж республики, корпоративная культура и уличное искусство. О чем говорили на прошедшем Форуме соотечественников?

Соотечественники — это студенты и молодые специалисты, которые проживают за пределами Татарстана. Они успешно реализуют себя в разных городах и странах мира, получают образование, создают семьи и постоянно растут профессионально. Университет Талантов и Академия молодежной дипломатии при поддержке Правительства Республики Татарстан совместно создают платформу для коммуникации и взаимодействия успешных и креативных соотечественников.

На IV республиканском форуме «Открытие талантов» эксперты, наставники и молодежь подвели итоги года и обсудили вопросы реализации потенциала и таланта молодого человека в условиях цифровой экономики и четвертой промышленной революции. На одной из площадок события также прошел Форум соотечественников — молодых специалистов, студентов родом из Татарстана, но проживающих в других регионах и странах. Ежегодный форум соотечественников проводится для поддержки связи с татарстанцами, которые проживают за пределами родной республики, объединения их для обмена опытом, решения задач предприятий республики и выстраивания партнерских отношений между Татарстаном и другими регионами и странами.

Форум соотечественников продолжался два дня. 13 декабря его участники обсуждали возможные решения проблем в татарстанском бизнесе, медиа, международных отношениях и урбанистике. Специалисты из этих сфер рассказывали о лучших мировых практиках и предлагали решения для их адаптации в республике. Например, соотечественники предложили создать в Татарстане центр для пешеходов, развивать уличное искусство и организовать компактные стоянки, аналогичные японским. Что касается культуры, то участники форума посоветовали ввести систему пригласительных и льготных билетов на республиканские события, чтобы сделать культуру доступнее, а также провести национальный татарский фестиваль. Среди других предложений соотечественников — развивать природный туризм в Татарстане, провести образовательный форум для журналистов и создать еще больше бизнес-инкубаторов и школ.

Вечером этого же дня соотечественники встретились с руководством республики — и.о. заместителя Премьер-министра Татарстана — министра образования и науки Татарстана Рафисом Тимерхановичем Бургановым и председателем Правления Университета Талантов, заместителем руководителя Аппарата президента РТ — руководителем Департамента внутренней политики Александром Михайловичем Терентьевым. Вместе с представителями власти участники форума обсудили, как выстроить партнерские отношения между республикой, другими регионами и странами.

— Вернуть всех соотечественников в Татарстан — не наша цель: мы хотим, чтобы они приносили пользу в той стране или том регионе России, где могут себя реализовать. Тем самым, они показывают, что Татарстан — это благоприятная среда для подготовки специалистов, — заявил Рафис Тимерханович.

На следующий день форума, 14 декабря, соотечественники встретились с помощником Президента Татарстана по внешним связям Радиком Рустамовичем Гиматдиновым. Молодые специалисты из Нидерландов, Китая, Великобритании, Канады и других стран предлагали продвигать Татарстан в разных сферах производства, говорили о создании татарских культурных центров и национальных диаспор в других странах.

В то время, пока молодые специалисты общались с руководством Республики,   студенты-соотечественники из Москвы и Санкт-Петербурга вместе с учащимися татарстанских вузов (КГЭУ, КНИТУ-КАИ, КНИТУ-КХТИ) и школ приняли участие в хакатоне. На протяжении нескольких часов они решали задачи компаний и предприятий республики — Казанского вертолетного завода, Татнефти, Татпрофа, КазХимНИИ, КМПО, КЭТЗ и других. Представители предприятий помогали студентам советами и совместно «докручивали» решения кейсов. Вечером участники хакатона защищали свои решения перед жюри, в числе которых был и заместитель министра промышленности и торговли РТ Алмаз Хусаинов.

По словам участника хакатона, шестиклассника челнинской гимназии №2 Айназа Шакурова, решение кейсов — сложная, но интересная задача:

— Моя команда решала кейс о повышении объемов добычи нефти. Если под нефтяную скважину залить воду, то в мороз она замерзнет. Затем в скважину нужно направить струю воздуха с температурой -60, давление на нефть станет высоким, и ей придется самостоятельно двигаться по скважине. Так скорость и объемы добычи нефти вырастут. Мы очень ждем отклика представителей компании «Татнефть», ведь эта идея может быть для них полезной.

Авторов решения кейса от КАЗХимНИИ пригласили пройти преддипломную практику на предприятии с дальнейшим трудоустройством. Участники, решившие кейс Казанского вертолетного завода, исследовали взлетные и посадочные режимы вертолетов и предложили способ максимально безопасной посадки. После защиты кейсов школьники и студенты прошли статусное собеседование, где пообщались с представителями татарстанских компаний.

В это же время участники форума обсуждали, как улучшить корпоративную культуру на татарстанских предприятиях. Объединившись в команды, они пытались ответить на вопросы: кто такой эффективный сотрудник? идеальный руководитель? какая самая главная мотивация сотрудника на работе и какое рабочее место его привлекает? должна ли быть у компании идеология и неформальная социальная активность? По мнению большинства команд, сотрудникам компаний нужно обеспечить комфортное рабочее место, а их главной мотивацией к работе станут дружная команда, развитие в профессии и осознание реальной пользы труда.

Завершающая тема для обсуждения на форуме — развитие Татарстана в разных сферах: от туризма до международных отношений.

За два дня работы участники форума придумали и предложили много креативных идей и предложений для развития республики в разных сферах жизни. Все проекты соотечественников Татарстана рассмотрят, апробируют и реализуют совместно с профильными министерствами республики.

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов