DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

«Профессиональные пробы и профориентация детей и молодежи»

Проект госпрограммы, содействующий профессиональному самоопределению талантливой молодежи

Место проведения:
— О мероприятии

«Работа займёт большую часть вашей жизни, и единственный путь к самоуважению — делать то, что вы считаете стоящим больших усилий. А единственный способ выполнить такую работу — это любить то, чем вы заняты»

*Стив Джобс, выступление перед выпускниками Стэндфордского университета

«Чем бы я действительно хотел заниматься? Что я могу делать лучше всего? Что из перечисленного принесет мне доход?» - три вопроса, ответы на которые определяют точку приложения нашего таланта.

Один из верных способов узнать ответы на эти волнующие вопросы – постоянно пробовать себя в новой деятельности.

Казанский открытый университет талантов 2.0 открывает такую возможность для талантливой молодёжи от 12 до 30 лет на территории всей республики, разворачивая профессиональные пробы.

Мы выступаем за новые, эффективные и увлекающие форматы профессиональных проб: совмещенная с поиском, мозговым штурмом, квестом, деловой игрой, хакатоном проба себя в конкретной профессии на территории компаний и предприятий Республики Татарстан.

Наша цель: помочь жизненному и профессиональному самоопределению детей и молодежи.

Наши ключевые задачи:

  • Выработка минимальных стандартов эффективной профориентации: от проектных до карьерных проб
  • Оценка профессиональных преимуществ и проектирование персональных карьерных траекторий талантливых и одаренных детей и молодежи
  • Выстраивание прямого диалога между бизнесом и молодежью
  • Формирование компетенции наставника 2.0 – «Карьерная навигация»
  • Поддержка в построении HR-бренда предприятий Татарстана, особенно среди талантливой молодежи.

Весной и осенью на территории компаний и предприятий республики, а также на специализированных событиях Университет Талантов совместно с партнерами проводит сезоны профессиональных проб и стажировок. Для каждого предприятия создается уникальный сценарий, учитывающий особенности его деятельности, сочетание профессиональных и «прорывных» компетенций.

В рамках проекта наставники системы образования и HR-ы предприятий республики получают возможность пройти обучение в рамках Курса «Управление продюсированием талантов» (ссылка) по компетенции «Наставник карьерной навигации».  В этой роли наставник выстраивает технологию карьерного роста и развития трудового потенциала талантливой молодежи: анализирует рынок труда, выстраивает индивидуальные карьерные траектории молодого человека, консультирует, помогает составить необходимые карьерные документы. 

📰

— Новости по теме

Все новости
Анализ рынков будущего, профпробы, встречи с успешными предпринимателями: школьники и студенты Татарстана приняли участие в профориентационном форуме

17 декабря 2018

Анализ рынков будущего, профпробы, встречи с успешными предпринимателями: школьники и студенты Татарстана приняли участие в профориентационном форуме

Перед каждым молодым человеком стоит вопрос выбора: как реализовать себя в профессиональной сфере и достичь успеха, а главное – найти то, что будет приносить удовольствие. Определиться с будущей профессией после школы достаточно сложно, ведь нужно иметь представление, чем занимаются в той или иной сфере, какие навыки и компетенции необходимы для продуктивной работы. У школьников и студентов Татарстана есть множество возможностей узнать больше об интересующих профессиях – пройти профессиональные тестирования и пробы, а также пообщаться с работодателями на мероприятиях.

С 14 по 15 декабря на базе филиала Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (КИУ) в Набережных Челнах состоялся профориентационный форум «Территория успеха», организованный Региональным молодежным центром профессиональной ориентации, карьеры и бизнеса. Участниками первого дня форума стали студенты из Набережных Челнов, Заинска, Мензелинска и Нижнекамска. Участниками второго дня форума стали школьники из Набережных Челнов, Елабуги и Нижнекамска.

Проектную сессию «Набережные Челны – молодежный город будущего» для студентов провели Светлана Туктамышева и Полина Бикбулатова соучредители образовательного проекта «Мастерская #Навыки_Будущего». Студенты поделились на команды и выбрали близкую себе сферу деятельности: государственное управление, IT-сфера, промышленное производство, образование, здравоохранение, предпринимательство, медиа и развлечения. Каждая команда анализировала, какой вклад вносит сфера в развитие городов. Также на сессии состоялась стратегическая игра «Стратегия – 2030», в рамках которой участники обсуждали, какие профессиональные действия помогут им развиваться.

Во второй части проектной сессии участники анализировали рынки будущего национальной технологической инициативы Агентства стратегических инициатив. Для этого они искали в Интернете информацию о профессиях, которые будут востребованы в будущем, перерабатывали ее и делились друг с другом. Также студенты придумали идеи проектов, которые могут быть реализованы с помощью технологий будущего: 3D-принтер, печатающий здоровую пищу, нейро-компьютер, здоровый сканер (заживляет травмы, улучшает зрение и слух). Каждый мог «инвестировать» в проект другого участника и оценивать задумки друг друга. По итогам сессии участники поделились, что им было полезно проработать умение креативно мыслить и представлять свой продукт.

Светлана Туктамышева считает, что такие сессии необходимо проводить для широкого круга людей:

– В первой половине сессии мы работали над двумя задачами: факторы, влияющие на то, чтобы молодежь оставалась в Набережных Челнах и связывала с этим городом свое будущее, а также разработка бренда города. Считаю, что подобные сессии стоит проводить с разными категориями горожан – не только со студентами, но и с предпринимателями, представителями производства, сфер образования и здравоохранения.

Полина Бикбулатова рассказала об итогах проектной сессии:

– Во второй части сессии мы провели деловую игру «Рынки и профессии будущего», которая связана с новыми вызовами цифровой технологической экономики. Мы с участниками обсуждали, что перед нашей страной стоит глобальная задача: научиться создавать технологические ниши рынка, чтобы стать мировыми лидерами в этой области. Студенты анализировали новую для себя информацию о рынках будущего, придумали прототипы продуктов будущего, решающие проблемы людей, обменялись мнениями и получили обратную связь – это предпринимательский трек. Есть занятие и для тех, кто хочет строить карьеру, работая по найму – тут участники работают с Атласом новых профессий, также изучают рынки будущего и пытаются понять, как и где смогут применить собственные знания и навыки.

Также участники познакомились с компетенциями WorldSkills – направлениями, в которых можно принять участие в Чемпионате рабочих профессий: туризм, предпринимательство, дошкольное образование, мехатроника, ремонт и обслуживание автомобилей, организация экскурсионных услуг. Студентка КИУ им. В. Г. Тимирясова Карина Халеева, победительница Европейского чемпионата WorldSkills в Будапеште, поделилась своим опытом участия в WorldSkills по компетенции «Предпринимательство». Она рассказала, что участники чемпионата – будущие предприниматели представляли свои бизнес-планы на суд жюри в парах.

– Все зависит от команды: даже если бизнес-идея не очень сильная, на Чемпионате важно показать, почему вы делаете проект совместно, как дополняете друг друга в работе, – подчеркнула Карина Халеева. Она посоветовала участникам использовать методику для создания бизнес-идеи: в подробностях расписать каждому свои умения, (любые профессиональные знания и навыки, которые могут пригодиться), любимые занятия и оценить потенциал рынка (то, что будет востребовано на рынке в данный момент). То, что окажется на пересечении этих трех списков, может быть хорошей бизнес-идеей.

О компетенции «Преподавание в младшей школе» участникам рассказали студентки Набережночелнинского педагогического колледжа. Они показали видео с ситуацией сборов родителей и ребенка в первый класс, проанализировали поведение героев, а также рассказали, как готовиться к урокам с учениками младших классов.

Также для участников состоялась игра «Карьера-Старт», организованная Центром занятости населения (г. Набережные Челны). Студенты узнали, как составить резюме и пройти собеседование. В игре были представлены разные специальности от организаций «Татнефть», «Челны-Бройлер»: инженер-технолог, экономист, специалист по пиар-коммуникациям, слесарь, SMM-специалист. Студенты общались с работодателями, узнавали, какие компетенции нужно развивать, чтобы достичь успеха, в процессе игры «работали» и получали «повышения» – когда представители компаний видели, что именно такие сотрудники будут нужны им в будущем.

Алсу Ибрагимова, студентка 4 курса Набережночелнинского педагогического колледжа, рассказала, как знания, полученные на игре «Карьера-Старт», помогут ей в карьерном росте:

– Нам рассказали, как правильно заполнить резюме и пройти собеседование при приеме на работу. Поначалу было волнительно общаться с работодателями, но в процессе общения стало легче, было интересно узнавать о профессии, в игре я даже стала директором по специальности инженер-сметчик в «Челны-бройлер»! Мне был очень полезен совет, который дали работодатели: важно демонстрировать свою заинтересованность в работе, выстраивать хорошие отношения с начальством, иначе продвижения по карьерной лестнице может не быть. Мы получили представление о том, как происходит процесс трудоустройства. Я планирую продолжить свое образование по направлению «дошкольное образование» в одном из педагогических университетов республики и работать в детском саду. Хочу стать директором детского сада!

Во второй день форума школьники прошли профессиональные пробы по разным профессиям: криминалист, психолог, журналист, кредитный эксперт, менеджер, медицинский работник, учитель музыки, переводчик и другие.

Студенты КИУ им. В. Г. Тимирясова провели пробы по профессии «психолог». Школьникам нужно было нарисовать таблички-вывески со своими именами, а потом оценить рисунки друг друга. «Главный метод психологии – не тестирование, а наблюдение. Однако нужно быть аккуратным при подборе формулировок», – подчеркнули организаторы профпроб. Участники вместе проанализировали, что говорит о каждом его рисунок.

О компетенции WorldSkills «Преподавание музыки в школе» ребятам рассказали студентки Набережночелнинского педагогического колледжа. Они поделились со школьниками понятием body percussion – это «звучащие» жесты, например, хлопки, топот, щелчки. Также участники профпробы сыграли на шумовых музыкальных инструментах: бубнах, маракасах, трещотках.

Была проведена квест-игра на юридическую тематику: три команды школьников искали «следы преступления». После этого ребята на основе улик воссоздали ситуацию и определили, как было совершено «преступление». Участники изучили главы Уголовного кодекса РФ, и каждая команда представила свою версию произошедшего.

Школьники получили возможность пройти профессиональное тестирование, которое проводилось по трем направлениям:

– те, кто не определился с будущим направлением деятельности;

– те, кто определился с профилем поступления в вуз/ссуз;

– те, кто определился с направлением (работа с людьми, работа с техникой и т.д)

Каждый желающий мог пройти тестирование за компьютером в специальной системе и и оставить организаторам свои контактные данные. Психологи Регионального молодежного центра профессиональной ориентации, карьеры и бизнеса в течение двух недель обработают информацию и напишут рекомендации каждому участнику: какие навыки и компетенции необходимо развивать в себе, какие направления деятельности подойдут школьнику.

Еще одно мероприятие форума – встреча с предпринимателями «История успеха». Руководитель школы разговорного английского языка «Big Apple» Дмитрий Кокшаров и руководитель компании «Тендергрупп» Радик Галиев поделились с ребятами своим опытом и посоветовали участникам развивать навыки общения, ведь умение найти с людьми общий язык – важный ключ к успеху бизнеса.

Арина Шикина, ученица 9 класса школы № 34 (г. Набережные Челны), рассказала, чем была для нее полезна встреча с предпринимателями:

– Такая встреча – прекрасная возможность пообщаться и задать вопросы людям с большим опытом в сфере бизнеса. Я хочу стать предпринимателем, думаю, у меня будет бизнес по производству мебели в Набережных Челнах. Мне было интересно пообщаться со спикерами, узнать о внутренней стороне ведения бизнеса, их личном опыте: для меня встреча прошла на одном дыхании!

Участник профпроб Владислав Трофименко, ученик 9 класса школы № 46 (г. Набережные Челны), в будущем видит себя в полиции:

– На форуме я прошел профессиональное тестирование, проблема выбора профессии для меня сейчас актуальна. Прошел профпробы по специальности «Криминалистика»: нам рассказали о профессии, о том, какие навыки и знания необходимы, какое образование нужно получить, чтобы стать профессиональным криминалистом. Мне было интересно: в будущем я хочу работать в полиции, а криминалист – смежная профессия, и мне придется сталкиваться с этим направлением.

В завершение второго дня форума прошел мастер-класс для родителей «Успешный ребенок». Мария Тихонова, сотрудник Регионального молодежного центра профессиональной ориентации, карьеры и бизнеса, поделилась с родителями важной мыслью: лучшее, что может сделать родитель для своего ребенка – принять его таким, какой он есть. Безусловно любить, при этом не строить ожиданий; быть внимательным к желаниям сына или дочери. С подростками очень важно выстроить доверительные отношения, стать им старшим товарищем. Еще один важный момент – обратить внимание на мотивацию ребенка, сопоставить ее с интеллектом и личностью, например, сможет ли ребенок, который хочет стать предпринимателем, достичь этого? Не стоит бояться обсуждать свои чувства с детьми, говорить им о последствиях тех или иных поступков.

– В отношениях с детьми важно слушать и слышать их. Поставьте себя на их место: вы бы хотели, чтобы из вас «вылепливали» то, кем вы не являетесь? Не нужно навязывать ребенку решения, важно оставить ему свободу выбора, – подвела итог Мария Тихонова.

Фоторепортаж

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Профпробы, экскурсии и тренинги на командообразование – татарстанские школьники сделали первые шаги к выбору профессии

9 сентября 2018

Профпробы, экскурсии и тренинги на командообразование – татарстанские школьники сделали первые шаги к выбору профессии

Каждый школьник рано или поздно сталкивается с вопросом профориентации: чем он хочет заниматься в жизни. Часто молодые люди не знают, в какое учебное заведение поступить, чтобы в последующем любимая профессия приносила не только удовольствие, но и доход.

Для поддержки молодых людей в этом непростом выборе в Татарстане реализуется государственная программа «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014–2020 годы», которая предусматривает обеспечение занятости населения, а также профориентационную деятельность детей и молодежи. В рамках реализации подпрограммы «Популяризация рабочих профессий в Республике Татарстан на 2014–2020 годы», с 8 по 9 сентября в Елабуге на базе детского оздоровительного лагеря «Юный строитель» прошел молодежный форум «Территория профессий». Организатором форума выступил Центр занятости населения (г. Елабуга). В качестве партнеров на форум были приглашены представители средних специальных учебных заведений, детского эколого-биологического центра, городской газеты «Новая Кама» и других организаций, а также Университет Талантов.

Школьники 7–10 классов с помощью тестов были заранее распределены по командам в соответствии с типологией профессий советского психолога Евгения Климова: человек – человек, человек – природа, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – техника.

8 сентября наставники Университета Талантов провели для школьников тренинги на развитие компетенции «Командность и эффективность сотрудничества». Тренер-наставник Университета Талантов, преподаватель Елабужского политехнического колледжа Анна Ишкиняева познакомила участников с деятельностью Университета Талантов и возможностями, которые он предоставляет, и рассказала о «прорывных» компетенциях. Затем учащиеся поделились на команды, чтобы пройти тренинги на развитие этих навыков. Пять тренеров-наставников Университета Талантов провели для участников игры на сплочение, обсудили, что отличает дружную команду от группы людей, и объяснили, для чего необходимо уметь работать вместе.

– Что отличает команду от группы людей? Сплоченность, общая цель, наличие лидера, умение прийти к общему решению. Работа в команде дает каждому возможность выполнить задачи более эффективно и продуктивно, чем он сделал бы ее один, – объяснила школьникам Анна Прокопьева, тренер-наставник Университета Талантов, специалист по работе с молодежью Центра по трудоустройству учащейся и студенческой молодежи (г. Набережные Челны).

Файруза Ребрина, тренер-наставник Университета Талантов,  старший преподаватель кафедры биологии и химии Елабужского института Казанского федерального университета (КФУ), отметила важность проведения подобных мероприятий:

– Такие мероприятия важны не только с точки зрения профориентационной составляющей, но и социальной. Не все дети посещают кружки, состоят в общественных движениях, а здесь у них есть возможность понять, почему так важно уметь приходить к результату не только индивидуально, но и в команде. На тренинге было заметно, что школьники не привыкли полагаться на кого-то, кроме себя: многие занимали позицию наблюдателя в процессе игр, не предлагая друг другу помощь. Думаю, важно показывать молодым людям, что есть не только индивидуальное профессиональное развитие, но и жизнь в обществе: зависимость не только от себя самого, но и от окружающих, взаимопомощь и поддержка. Несколько ребят проявили в играх свои лидерские качества; проводя рефлексию, мы выяснили, что они попадали в ситуации, сходные с условиями нашей игры. Благодаря опыту эти школьники смогли взять на себя ответственность за других. Думаю, этот навык необходимо развивать в нынешнем молодом поколении.

Еще одна ситуация сплотила участников: в команде была девочка с ограниченными возможностями здоровья, а игра была связана с физической активностью. Школьники вместе стали думать и обсуждать, как помочь ей выполнить задание, и с нашими подсказками пришли к решению. Когда все получилось, они поаплодировали сами себе, не сговариваясь. Это показало, что команда сплотилась. Именно такие моменты помощи другим делают нас людьми.

Анна Ишкиняева, тренер-наставник Университета Талантов, рассказала о необходимости развития «прорывных» компетенций:

– Рынок цифровых технологий диктует новые тенденции. Профориентационный форум – это площадка, на которой представлены профессиональные навыки. Но для реализации себя в профессии не менее важно развивать и «мягкие», «прорывные» компетенции, что мы и делаем на тренингах. Я очень надеюсь, что школьники вынесли рациональное «зерно» из проделанной ими работы.

Во второй половине дня участники форума прошли профориентационные пробы от Елабужского политехнического колледжа, юридического факультета Елабужского института КФУ, Детского эколого-биологического центра, Елабужского колледжа культуры и искусств и других организаций. Школьники познакомились с такими профессиями, как сварщик, автомеханик, химик-технолог, медицинская сестра, криминалист, ветеринар, дизайнер, актер.

– Участвовать в таких форумах важно для меня, это помогает сделать выбор и найти профессию, которая действительно подойдет мне. На профпробах я познакомился с профессией сварщика: узнал о покрасочных цехах компании «Форд Соллерс», пообщался с мастером, это было очень интересно. Меня привлекает техническая сфера: возможно, в будущем стану нефтяником. Для этого необходимо знание техники, умение работать с компьютером, а также общаться и сотрудничать с людьми, – рассказал участник форума Артем Кривилев, ученик 9 класса гимназии № 4 (г. Елабуга).

Рената Ахметова, ученица 9 класса школы № 8 (г. Елабуга), поделилась своими впечатлениями от форума и тренингов на командообразование:

– На форуме мы увидели новые возможности в профессиональной деятельности, что очень помогает определиться с профессией. С помощью экскурсий, профессиональных проб и стажировок намного легче определить свою профессиональную траекторию развития. В любом случае, на нашем пути мы будем сталкиваться с работой в команде, поэтому очень здорово, что мы развивали здесь этот навык.

Алена Маринченко, ученица 9 класса гимназии № 4 (г. Елабуга), в составе команды «Человек – художественный образ» проходила профпробы от Елабужского колледжа культуры и искусств:

– Тренинг на командообразование от наставников Университета Талантов мне понравился: несмотря на то, что участники были почти незнакомы друг с другом, мы с командой нашли общий язык и пришли к совместным результатам. Я уже была на нескольких мероприятиях Университета Талантов и каждый раз получала вдохновение, хотелось заниматься творчеством, делать больше и лучше. Трудоспособность увеличивается, когда ты знаешь, к чему стремишься и зачем это делаешь.

На профпробах я попробовала себя в профессии дизайнера: для меня это привычно, я закончила художественную школу. В будущем я вижу себя предпринимателем, возможно, в сфере искусства, а может быть, открою свой интернет-магазин. Для этого необходимо уметь анализировать аудиторию, понимать ее запросы, а также обладать креативным мышлением для создания новых проектов. Сейчас мы на распутье: уже не дети, но еще и не взрослые, пока не знаем, как реализуем себя в будущем. Важно уже сейчас задуматься об этом, искать свое дело.

На второй день форума участники отправились в особую экономическую зону «Алабуга» и посетили заводы Форд Соллерс Елабуга, Полиматиз, Кастамону интегрейтед вуд индастри, агрофирму Вятские Зори, а также ЦПК – Татнефть, где попробовали себя в различных профессиях в симуляционных центрах.

Эльсинора Габдуллина, Медиалаборатория Университета Талантов
Дарья Матвеева, участница Медиашколы Университета Талантов

«Профессиональные пробы»: можно ли за 20 минут понять, кем хочешь стать в будущем?

8 июля 2018

«Профессиональные пробы»: можно ли за 20 минут понять, кем хочешь стать в будущем?

«Профессиональные пробы», или просто профпробы – это моделирование элементов конкретного вида профессиональной деятельности. Участвуя в профпробах, молодой человек может сознательно и обоснованно выбрать свою будущую профессию. 

На протяжении 3 дней – с 6 по 8 июля в Билярске в рамках третьей смены Международного молодежного образовательного форума «Сэлэт» работала Лаборатория профессиональных проб Университета Талантов. Представители Казанского вертолетного завода, Казанского федерального университета (КФУ), Казанского инновационного университета (КИУ), Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ), а также Альметьевского государственного нефтяного института открыли ребятам двери в мир различных профессий.

Формат профессиональных проб предполагает погружение в профессию в течение 20–30 минут. Потом ребята переходят на следующие площадки. Так, школьникам были предложены девять площадок, каждая из которых посвящена определенной профессии. Всего через Лабораторию профпроб прошли более 600 учащихся 7–11 классов со всей республики.

Казанский вертолетный завод представил такие специальности, как электромонтажник вертолетного оборудования, инженер-конструктор, электромонтажник. КФУ представил профессии экскурсовода и дизайнера. О работе психологов и криминалистов ребята узнали от представителей Казанского инновационного университета. Казанский государственный энергетический университет провел мастер-класс по энергосбережению, электрификации, – рассказал руководитель направления «Партнерская сеть и территориальное взаимодействие» Университета Талантов Руслан Нуриев.

Ученика 9 класса Татарско-турецкого лицея (г. Альметьевск) Азата Шамиенова удивила работа инженеров-конструкторов и экскурсоводов.

– Оказывается, определенные детали обрабатываются очень долго, в среднем – 4 часа. Все это полируется и в дальнейшем проверяется специалистами. Как только изготавливается каркас, на него накладывается все остальное. На заводе специалистов очень много. Честно скажу, для меня это очень удивительно, так как я не представлял всю серьезность процесса. Мы делали практическое задание – пробовали соединить по схеме запчасти. А также мы вошли роль экскурсовода - рассказывали о выдающихся личностях. Я рассказал про Лобачевского, – поделился школьник.

До прихода на профпробы Азат интересовался дизайном. Он хочет стать web-дизайнером или дизайнером одежды. Однажды друг из Египта предложил ему стать дизайнером одежды его бренда и юноша придумывал дизайны на футболки, свитшоты и худи.

На профпробах мне было очень интересно. Но если выбирать между дизайном, конструированием и музейным делом, то мне по душе дизайн. На пути к профессии я поставил себе задачу – изучить программы веб-дизайна и уже полностью освоил программу After effects. Сейчас анимация влияет на многое. Она должна заинтересовать людей, поэтому потихоньку я осваиваю это. В будущем я хочу открыть свою школу по этому направлению, – говорит Азат.

На площадке профессии «экскурсовод» участники узнали о музейном деле от Марии Георгиевны Хабибуллиной, которая около 40 лет работает экскурсоводом в музее истории Казанского федерального университета. По мнению Марии Георгиевны, экскурсовод должен обладать разными качествами. Прежде всего нужно быть эрудированным, артистичным, внимательным, тактичным, дипломатичным, терпеливым, обладать талантом, быть неконфликтным. Все это применяется в профессии экскурсовода.

– Я впервые рассказываю о своей профессии на такой площадке. Удивительно, что в таком необыкновенном лагере собрали таких талантливых детей. Здесь очень много площадок, где дети могут познакомиться с профессией, узнать для себя много полезного. Я поражена и географией участников. В нашей группе были представители не только Татарстана, но и Финляндии и Чехии, – рассказывает Мария Георгиевна.

Многие ребята участвовали в профпробах впервые. Одна из таких участниц – ученица 10 класса школы «Яктылык» Маргарита Негриб (г. Самара). Она побывала на площадке экскурсовода, дизайнера, энергетика. Сама увлекается музыкой, играет на гитаре. Пока еще с профессией не определилась, но точно знает, что это будет либо творческое, либо гуманитарное направление.

– Больше всего мне понравилась площадка профессии «психолог». И профессия  интересная, и сам специалист очень необычно преподносил материал. Мне было интересно узнать, что в голове у человека, на душе. Мы решали тесты, задачи. Возможно, в будущем поступлю на факультет психологии, ведь я и сама до этого присматривалась к этой профессии, – поделилась участница форума.

Среди вузов на площадке профпроб был представлен и КГЭУ. Сотрудничество с Университетом Талантов началось с «Кампуса рабочих профессий», где также проводились профпробы.

– Мы показали школьникам путь от генерации до потребления электроэнергии. Рассказали про генерацию, виды генераторов, солнечную и электроэнергетику, транспортировку, потребители. В качестве потребителя использовали стенд с лампами освещения, показали виды ламп, их отличия, энергоэффективные лампы. Ребята больше всего задавали вопросы про искусственные источники света, – рассказал заместитель директора Центра компетенций технологий в области энергосбережения Республики Татарстан при КГЭУ Радик Рустемович Зайнуллин.

Радик Рустемович отметил, что на территории Билярского форума много детей, заинтересованных наукой, учебой, они не боятся задавать вопросы. По  его мнению, такие профпробы помогают школьникам понять суть различных профессий, например, энергетика, авиаконструктора, психолога. Ребята могут на практике узнать, кто чем занимается, потому что не всегда школьники знают о тонкостях той или иной профессии.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов


Специалисты будущего и «профессии-пенсионеры»: как через игру построить карьерную траекторию

7 июля 2018

Специалисты будущего и «профессии-пенсионеры»: как через игру построить карьерную траекторию

5 июля в Билярске состоялось открытие SELET BILER FORUM – ключевой смены VII Международного молодежного образовательного форума «Сэлэт». Это традиционный фестиваль-форум, участниками которого стали одаренные дети и молодежь, прошедшие конкурсный отбор. Третья смена, которая проходит с 4 по 9 июля, объединила 3500 школьников и студентов из Республики Татарстан, регионов России (Самарская область, республики Башкортостан, Чувашия и др.), стран ближнего и дальнего зарубежья (Чехия, Финляндия, Германия, Испания, Италия, Австралия).

В этом году реализация смены направлена на изучение передового опыта в сфере образования: профориентации, дуального образования, инструментов для самообразования. Ребята получают знания в таких сферах, как: наука, литературное творчество и искусство, спорт, профессии будущего, а также учатся работать в команде и принимают участие в мастер-классах, играх и лаборатории профессиональных проб.

Исполнительный директор фонда «Сэлэт» Тимур Сулейманов рассказал об истории возникновения  форума.

– В 1997 году мы провели первый форум. С каждым годом его программа становится насыщеннее. В этом году он проходит в формате 6 смен. Впервые Билярск объединит 15 тысяч человек. Палаточный городок живет с 21 июня по 7 августа. Наряду с традиционными партнерами, как Университет Талантов, которые помогают проводить профпробы, мастерскую по атласу новых  профессий, мы сотрудничаем и с Казанским федеральным университетом, Иннополисом, IT-парком, «Ак Барс банком». Практически все площадки, которые здесь представлены, направлены на формирование навигатора для детей. Мы хотим, чтобы они попробовали себя в том, в чем не успели проявить себя в школе, пообщались с успешными людьми, определились со своей профессией, –  поделился Тимур Сулейманов.

Тренеры-наставники Университета Талантов провели с участниками форума игры, связанные с профессиями будущего. В интересной игровой форме ребята узнали, какие профессии будут востребованы в ближайшее время, и какими компетенциями нужно овладеть, чтобы освоить новую специальность. В связи с развитием новых технологий появляются новые профессии, такие, как ИТ-медик, разработчик систем энергопотребления, архитектор интеллектуальных систем управления. Их задача –  разработать программные обеспечения, призванные автоматизировать процессы и работать без вмешательства человека.

«Все модификации игр по Атласу новых профессий достаточно универсальны. Такие технологии помогают ребятам в игровом формате прийти к пониманию осознанного выбора профессии и того, какие навыки им требуется освоить для достижения успеха», – говорит Анна Ишкиняева, тренер-наставник Университета Талантов.

Участникам форума было предложено сыграть в четыре игры по Атласу новых профессий.

Игра «Профессиональное лото» направлена на знакомство с надпрофессиональными компетенциями, выделенными разработчиками Атласа новых профессий:

– системное мышление

– межотраслевая коммуникация

– управление проектами

– бережливое производство

– программирование / робототехника / искусственный интеллект

– клиентоориентированность

– мультиязычность и мультикультурность

– работа с людьми

– работа в условиях неопределенности

– навыки художественного творчества

– экологическое мышление

На игре «Специалист будущего» ребята выстраивали карьерную траекторию вымышленного профессионала с учетом различных жизненных событий. Наставники раздали командам карточки персонажей, действия, события, угрозы, по которым ребята определяли дальнейшее развитие персонажа.

Участников также заинтересовала игра «Курьер, прощай», во время которой школьники узнали о профессиях-пенсионерах (тех, что исчезают и уходят в прошлое с развитием технологий). К таким профессиям относятся: стенографист, библиотекарь, турагент, диспетчер и многие другие профессии. Они находятся на пути исчезновения, в связи с развитием интеллектуальных автоматизированных систем.

Игра «Компас новых профессий» позволила ребятам прожить развитие человека от 13 до 40 лет в условиях трендов будущего. Новые профессии появляются в связи со сменой технологий, использованием новых практик работы и новых запросов потребителей. Благодаря этой игре молодые люди смогли понять, что для успешной карьеры необходимо идти в ногу со временем и выбирать «молодые» профессии.

Десятиклассница Айгуль Валиуллина из лицея № 121 (г. Казань) поделилась впечатлениями:

Игра была интересной, тренер Диана Валиуллина вселила в нас уверенность, что наши возможности безграничны. Сегодня я узнала о тех компетенциях, которые пригодятся в будущем - для меня это очень актуально.

Сафия Назипова, ученица 9 класса гимназии № 2 (г. Нижнекамск), считает, что такие игры очень полезны для школьников:

– Во время учебы в школе мы не представляем, с какими жизненными ситуациями нам придется столкнуться. Участие в игре напомнило мне о том, что важно планировать свою деятельность и развитие наперед. Сам вопрос выбора профессии для меня сложен, потому что я очень люблю музыку и иностранные языки. Мне еще предстоит определиться, какое направление станет приоритетным.

Фото: Официальная группа «Сэлэт» В контакте

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Профессия спасателя очень сложная: нужно быть подготовленным не только физически, но и психологически»

13 июля 2017

«Профессия спасателя очень сложная: нужно быть подготовленным не только физически, но и психологически»

Для осознанного выбора будущей профессии школьникам необходимо получить практические навыки и узнать о необходимых компетенциях. Одним из решений этой задачи стал многопрофильный практико-ориентированный кампус «Профессии будущего», который проходит в эти дни в Билярске в рамках VI Международного молодежного форума «Сәләт». 

Кампус организован Университетом Талантов совместно с Республиканским центром студенческих трудовых отрядов. В этом году его главная тема — «Безопасность. Жизнь. Деятельность». Цель — повысить интерес молодежи к профессиональному самоопределению. На протяжении трех дней — с 13-го по 15 июля — 1500 участников кампуса вместе с представителями татарстанских компаний пробуют себя в разных профессиях: инспектора безопасности дорожного движения, монтажника электрооборудования летательных аппаратов, инженера-технолога, слесаря механосборочных работ, маляра цеха окраски автомобильного производства и пожарного-спасателя.

Компании-партнеры кампуса — ПАО «КАМАЗ», ПАО «Казанский вертолетный завод», совместное предприятие «Ford Sollers», ГИБДД МВД по Республике Татарстан, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.     

По словам тренера-эксперта сетевого проекта «Тренинг-класс» Университета Талантов Альфинур Латыйповой, участники кампуса не только проходят профпробы, но и узнают о «hard skills» — необходимых для профессий навыках. А до знакомства с профессиями школьники участвуют в тренингах на развитие «прорывных компетенций» — «soft skills».

13 июля на открытии VI Международного молодежного образовательного форума «Сәләт» с работой кампуса ознакомился и Президент Татарстана Рустам Минниханов. Он осмотрел каждую площадку и понаблюдал за тем, как ребята пробуют себя в профессии слесаря механосборочных работ на площадке завода «КамАЗ». Обращаясь к участникам форума Рустам Нургалиевич отметил, что у них есть уникальная возможность получить знания и профессиональные навыки, которые пригодятся в будущей профессии.  

Площадка «КамАЗа» — одна из основных на кампусе. Завод давно сотрудничает с Университетом Талантов. Сегодня 30% от общего количества специалистов «КамАЗа» — это молодые кадры с высоким потенциалом. На площадке кампуса смоделирован рабочий процесс, который практически не отличается от происходящего на «КамАЗе». Знакомя ребят с рабочими профессиями, представители завода хотели бы заинтересовать школьников работой на предприятии–крупнейшем производителе тяжелых грузовых автомобилей в России.

— На нашем заводе есть много направлений, интересных для молодежи. Например, мы — лидеры по созданию беспилотников. У нас есть электромобили и автомобили, работающие на газовом топливе, — рассказал заместитель генерального директора ПАО «КамАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию Александр Ушенин. — На кампусе наши сотрудники знакомят участников с навыками слесаря механосборочных работ и инженера-технолога. Мы привезли элементарные тренажеры, которые позволят школьникам освоить навыки этих профессий. Участники кампуса также собирают четырехходовой клапан — один из элементов тормозной системы автомобиля «КамАЗ».  

На площадке «КамАЗа» одна группа школьников самостоятельно собирает и разбирает клапаны, а затем составляет к ним технологические карты. Затем вторая группа участников должна собрать и разобрать клапаны согласно данным этих карт.    

На площадке Казанского вертолетного завода специалисты предприятия знакомят участников кампуса с одной из самых востребованных профессий на предприятии — монтажника электрооборудования летательных аппаратов.  

— Чтобы работать по этой профессии, необходимо профильное образование и большой опыт работы. От того, как соединены электрические устройства вертолета, зависит жизнь его пилотов и пассажиров, — рассказал старший специалист по кадрам Казанского вертолетного завода Эдуард Сибгатуллин. — Мы представили на кампусе стенд, где в игровой форме рассказываем о виртуальном пилотировании и на примере конструктора собираем вертолет. Обычно взрослые собирают это оборудование за 40 минут. Дети — гораздо быстрее.  

В конструкторе — восемь деталей-частей вертолета. Ученица Кубянской средней школы Атнинского района Диля Галиахметова собрала одну из таких деталей. 

— Нельзя утверждать, что инженер-конструктор — только мужская профессия. Девочки тоже могут справиться с этой работой. Разобравшись в чертеже, я смогла самостоятельно сконструировать деталь, — поделилась впечатлениями участница профпроб.  

Школьников на кампусе познакомили и с азами спасательной работы. Спасатель-водолаз второго класса Виктор Данилов работает в поисково-спасательном отряде в селе Алексеевское.  

— Спасатель — универсальная профессия: он водитель, водолаз, медицинский работник и альпинист в одном лице, — пояснил Виктор. — Ребятам мы показали свои инструменты — с их помощью проводятся работы по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и поисковые работы на местности. Участники кампуса могут примерить альпинистское и водолазное снаряжение. Некоторые школьники пробуют работать с гидравлическим инструментом.  

— Профессия спасателя очень сложная: нужно быть подготовленным не только физически, но и психологически, — рассуждает ученик 7 класса Кильдебякской средней школы Сабинского района Ильназ Мавлютов.  

На площадке, посвященной профессии инспектора безопасности дорожного движения, школьники узнали о том, как работает алкотестер и система штрафов. Выпускницу Старошаймурзинской средней школы Дрожжановского района Дилю Хаярову с детства привлекала работа в органах внутренних дел.  

— Но мне сказали: это не женская работа. С юного возраста я мечтала поступить в Казанский юридический институт, но потом все же изменила свое решение, — поделилась Диля.  

Подобные профессиональные пробы в Татарстане проходят не в первый раз. С 5-го по 7 апреля в рамках 17 специализированной выставки «Образование. Карьера» совместно со Студенческими отрядами РТ прошел первый «Кампус рабочих профессий». Тогда около 5 тысяч школьников прошли тренинги на развитие «прорывных компетенций» и попробовали себя в различных профессиях: фельдшера скорой помощи, флориста, повара, 3D-дизайнера, криминалиста, инженера-конструктора, телеведущего, спасателя и энергетика. На форуме «Территория успеха», который прошел 17 мая в Челнах, участники профессиональных проб узнали, как работают криминалисты, робототехники, дизайнеры и другие специалисты.

Фотоотчет с мероприятия можно посмотреть здесь 

Алина Минневалиева,
Медиа Лаборатория Университета Талантов

Талантливая молодежь Татарстана попробует себя в профессиях будущего на VI Международном молодежном образовательном форуме «Сәләт»

10 июля 2017

Талантливая молодежь Татарстана попробует себя в профессиях будущего на VI Международном молодежном образовательном форуме «Сәләт»

12 июля в Билярском государственном историко-археологическом и природном музее-заповеднике стартует VI Международный молодежный образовательный форум «Сәләт».

В этом году по поручению президента Татарстана Рустама Минниханова форум впервые пройдет в две смены и объединит восемь тысяч одаренных детей и талантливую молодежь республики, других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

В форуме примут участие 500 экспертов и преподавателей. Главным гостем традиционно станет Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов.

Программа Форума «Образование в контексте 4-ой промышленной революции» связана с изучением передового опыта в области дуального образования, профориентации, онлайн-образования, инструментов для самообразования, обеспечивающих формирование и развитие необходимых умений и навыков – hard skills, soft skills, digital skills.

13 июля на площадке VI Международного молодежного образовательного форума «Сәләт» откроется многопрофильный практико–ориентированный кампус «Профессии будущего» Университета Талантов. Оператор мероприятия — Студенческие трудовые отряды РТ.

Основная тема кампуса — «Безопасность. Жизнь. Деятельность». На станциях кампуса, моделирующих рабочие условия, под руководством представителей компаний-партнеров — Казанского вертолетного завода, ПАО «КАМАЗ», холдинга Ford Sollers, Министерства чрезвычайных ситуаций, ГИБДД, аэроклуба «Летай с нами» — участники форума узнают о тонкостях работы в сфере безопасности и попробуют себя в роли инспектора безопасности дорожного движения, инженера, хирурга-эндоскописта, фельдшера, спасателя, пожарного и даже пилота.