Школа наставников
Для всех учителей и педагогов, интересующихся проектной деятельностью с детьми и молодежью
Дата: 17 июня 2017 г.
Время: 09:00 – 19:00
Место: Арский педагогический колледж им. Габдуллы Тукая (адрес: г. Арск, ул. Вагизовых, д. 14)
Вовлечение одаренных и талантливых детей и молодежи в проектное творчество – одна из главных задач государственной программы «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015-2020 годы». Однако, она невозможна без наставников, которые не просто увлечены проектной деятельностью, но умеют организовывать ее и работать совместно с молодыми людьми над их проектами.
Для поиска и привлечения таких наставников Университет Талантов проводит специализированный образовательный модуль в рамках Курса «Управление продюсированием талантов» – Школу наставников. Это площадка профессионального роста учителей и педагогов в области проектной деятельности.
Задача Школы наставников - дать инструменты и технологии по организации проектной деятельности детей и молодежи с целью их применения в школах, лицеях, вузах, ссузах, ЦМИТах, Кванториумах и т.д.
В рамках Школы будут рассмотрены следующие ключевые темы проектной деятельности:
- Какими компетенциями должен обладать наставник проектного творчества?
- Управление молодежными проектами – технологии и методики;
- Инструменты вовлекающего лидерства при работе с одаренными и талантливыми детьми и молодежью
Приятный бонус: участвуя в Школе, Вы проходите отборочный этап во всероссийскую «Олимпиаду наставников».
К участию приглашаются все педагоги, учителя, преподаватели, заинтересованные в проектной деятельности и ее реализации на своей территории.
Для участия необходимо зарегистрироваться по ссылке ниже.
Программа мероприятия
8:00-9:00 | Регистрация участников |
9:00-9:30 | Пленарная часть Вступительное слово начальника Управления образования г. Арск – З.М. Давлетбаева Вступительное слово исполнительного директора АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0.» - А.Ф. Акмалова Выступление координатора конкурса «Олимпиада наставников» - Л.Н. Орловой Награждение победителей «Олимпиады наставников» 2016 г. Приветственное слово Главы Арского муниципального района И.Г Нуриева |
9.30-9.50 | «Компетенции наставника проектного творчества» Л.Н. Орлова, координатор конкурса «Олимпиада наставников» |
10:00 – 13:00 | 1 секция
«Управление молодежными проектами» Д. Оразов, менеджер по стратегическому развитию Института международных отношений, основатель и руководитель творческого объединения «Contentology» Рассматриваемые вопросы: 1. Основы проектного управления 2. Работа с целеполаганием 3. Инструменты для управления проектами: «Какие бывают?» 4. Работа с системой Канбан Тренинг «Доверительные отношения с ребенком как основа самостоятельности» Е.В. Саляхутдинова, психолог АНОО «Международная школа Казани», тренер-эксперт «Лаборатории родительского образования» Университета Талантов |
10:00 – 13:00 | 2 секция
Игра «Продажа идеи» П. Шилов, игротехник «Казанского игропрактического центра» Рассматриваемые вопросы: 1. Создание и продвижение новых продуктов на рынок 2. Взаимодействие игроков с командой инвесторов |
13.00 - 14.00 | Обед |
14:00 - 17:00 | 1 секция Игра «Продажа идеи» П. Шилов, игротехник «Казанского игропрактического центра» Рассматриваемые вопросы: 1. Создание и продвижение новых продуктов на рынок 2. Взаимодействие игроков с командой инвесторов |
14:00 - 17:00 | 2 секция «Управление молодежными проектами» Д. Оразов, менеджер по стратегическому развитию Института международных отношений, основатель и руководитель творческого объединения «Contentology»Рассматриваемые вопросы: 1. Основы проектного управления 2. Работа с целеполаганием 3. Инструменты для управления проектами: «Какие бывают?» 4. Работа с системой Канбан Тренинг «Доверительные отношения с ребенком как основа самостоятельности» Е.В. Саляхутдинова, психолог АНОО «Международная школа Казани», тренер-эксперт «Лаборатории родительского образования» Университета Талантов |
17:00 - 18:00 | Вебинар «Практика наставничества Набережночелнинского педагогического университета» О.К. Репина, кандидат психологических наук, начальник научно-исследовательского сектора НГПУ |
18:00 - 19:00 | Рефлексия. Подведение итогов. Задания заочного этапа. |
19:00 | Отъезд участников. |
18 ноября 2023
На пути к новым открытиям – в Университете Талантов прошел краш-тест проектов по развитию естественных и технических наук
10 ноября 2023 года представители центров «Точка роста» провели мероприятие «Краш-тест», где школьники проходили тестирование на жизнеспособность идей своих научно-исследовательских и технических проектов.
Участниками стали учащиеся среднеобразовательных школ, входящие в проектные группы и разрабатывающие идеи по улучшению окружающей среды, решению проблем естественных и точных наук. Предварительная работа над проектами заняла одну-две недели, в течение этого времени ребята определили цели и задачи, сформировали гипотезы.
Всего на оценку экспертной комиссии были предоставлены 33 идеи. 29 из них успешно прошли предварительную аттестацию и продолжили работу над проектами. Среди концепций были представлены такие актуальные темы, как:
- «Динамика показателей заболеваемости и адаптивный потенциал сердечно-сосудистой системы школьников 7-10 -летнего возраста»;
- «Бионические формы, созданные на основе особенностей строения и функционирования животных и растений»;
- «Проектирование инклюзивной детской площадки с использованием экологических материалов»;
- «Изучение влияния музыкальных композиций, составленных по определенным математическим закономерностям на деятельность человека»;
- «Поиск выигрышных стратегий при решении задач по информатике и в математических играх» и др.
Комиссия из шести экспертов оценивала перспективность идей и возможность разработки решений по нескольким ключевым факторам. Среди них, к примеру, то, насколько верно определена аудитория проекта, требуется ли дополнительная проверка гипотезы и решает ли цель концепции заявленную проблему.
Проекты оценивали эксперты:
- Рустам Каримов – руководитель отдела детских и молодежных проектов Университета Талантов, эксперт Школы антропологии будущего историко-филологического факультета РАНХиГС;
- Антон Жирнов – тренера молодежного тренингового центра РСМ РТ, школы тренеров и модераторов «Глагол»;
- Людмила Каракулова – фасилитатор, тренер «Движения первых» Республики Татарстан;
- Айнур Гаязетдинов – учитель ГАОУ «Школа Иннополис», председатель Совета молодых педагогов;
- Дмитрий Шакирзянов – ведущий специалист по обучению и развитию персонала компании «Ак Барс Дом»;
- Лейла Еникеева – руководитель Центра карьеры КФУ.
После защиты проектов школьники пообщались с экспертами и получили рекомендации по развитию своих идей.
Мероприятие прошло в рамках курса «Наставник проектного творчества» для представителей центров «Точка роста» в Республике Татарстан. По результатам курса участники могут стать сертифицированными наставниками проектной деятельности и квалифицированно сопровождать проекты исследовательского, технологического и прикладного типа у школьников.
25 мая 2020
Наталья Аппалонова: «Когда ты веришь в ребенка, и он это ощущает, это всегда дает колоссальную отдачу»
Наталья Аппалонова – кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой ценных бумаг и финансовой инженерии ТИСБИ, федеральный эксперт Росмолодежи и эксперт конкурса «Добровольцы России».
Я считаю, что наставничество – это как талант. У кого-то проявляется сразу, а кто-то развивает в себе эти навыки и компетенции. Для меня наставничество – это когда я вижу человека и понимаю, на каких его личностных качествах можно сконцентрироваться, с чем можно поработать, чтобы он поверил в себя и в свои возможности.
Я три года работала проректором по воспитательной работе в университете управления ТИСБИ. Когда мой сын окончил школу, он пошел к нам, в ТИСБИ, потому что ему очень понравилось направление «Сервис и туризм». Он меня сразу предупредил, что не будет участвовать ни в каких студенческих активностях. В итоге прошел год, и он стал заместителем руководителя студенческого научного общества и вице-мистером ТИСБИ. Сын спросил: «Мам, как так? Ты же меня не заставляла. Как получилось, что я везде участвую?». Я ему ответила: «Это наставничество. Это искусство». Он понял, насколько для него важно и нужно то, что к его идее не только прислушиваются, но поддерживают и помогают разобраться, действительно ли она стоящая.
В 2015 году через друзей я узнала, что есть возможность стать наставником Университета Талантов. Пытливый ум мне подсказал, что нужно идти именно в этом направлении, которое в итоге оказалось верным. Пять лет мы «раскачивали» наших детей в направлении «Тренинг-класс». Я благодарю Университет Талантов за такую возможность, за то, что он обучил наставников-педагогов, которые могли в свои предметы встроить элементы креативного общения с детьми. Это так хорошо «выстрелило» у нас в вузе, что они стали собирать всевозможные награды, призы, призовые места на различных конкурсах и форумах. Я считаю, что это, прежде всего, заслуга сотрудничества, симбиозного общения Университета Талантов и высшего учебного заведения. Я пришла в Университет Талантов, потому что мне очень понравилось, как тут работают с детьми, как их развивают и действительно пытаются рассмотреть в них сильные стороны. Дети видят, что в них верят, и это дает результат. Когда ты веришь в ребенка, и он это ощущает, это всегда дает колоссальную отдачу.
Я 20 лет работаю преподавателем и считаю, что сейчас педагог – это не только носитель новой информации, но и наставник. Он помогает разобраться в море информации, который зажигает огонь желания «не казаться, а быть». Наставник – это как маячок, который показывает, какие есть возможности в этом мире, направляет в нужное русло.
Когда дети после школы приходят в вузы, они ощущают прилив свободы. До этого за ними смотрели классные руководители, а теперь они становятся самостоятельными личностями. Работая преподавателем, я вижу, что студенты младших курсов все еще ищут себя, участвуют во всех мероприятиях. К третьему курсу они обычно определяются. Школьники и студенты первых курсов – это та категория молодежи, с которой нужно и важно работать для того, чтобы они потом развивались в успешном и эффективном для себя направлении.
Я считаю, что задача наставника – это воспитать успешного человека с сохранением нравственных ценностей. Это та основа, которая должна красной нитью проходить в деятельности наставника.
Все вокруг нас – это проект. Я поняла это после того, как пришла в Университет Талантов. Я взглянула на свою жизнь по-новому и поняла, что все подчиняется определенным правилам. Ты просто добавляешь элементы креатива и подхода, по которым ты следуешь этим правилам, но основа одна – это элементы проектного творчества. Тут все: и анализ, и спонтанные креативные решения, и генерация идей, и определение твоей целевой аудитории – это все проект.
Когда я начала заниматься проектным творчеством, моя жизнь структурировалась, и мне это очень нравится. Все мои достижения приумножились, и теперь я вижу вектор своего развития. Я претворяю методики проектного творчества в своей жизни и практикую их на себе, предлагаю это своим детям, использую в работе со студентами, со школьниками. У нас замечательные дети, они генерируют потрясающие идеи, воплощают их в жизнь. Наша задача – помочь довести их.
Если бы не навык когнитивности, было бы очень сложно разбираться в том объеме информации, который приходиться перерабатывать ежедневно. Также важны открытость, инициативность и предприимчивость. Сейчас нужно быть открытым и инициативным для того, чтобы проект, которым ты занимаешься, продолжал развиваться. Никто не придет и не спросит у тебя, чего ты хочешь и как тебе помочь. Но когда ты занимаешься делом, которое тебе нравится и к которому ты имеешь талант или предрасположенность, на пути начинают встречаться люди, готовые помочь.
Мой навык выбора практик при работе с детьми настолько отработан, что все решения приходят интуитивно. Конечно, должна быть наработана теоретическая база. Я занимаюсь проектным творчеством еще и по той причине, что современная терминология для меня не совсем привычна. Но мне интересно все новое, поэтому я изучаю и стейкхолдеры, и MVP-проекты.
Студенты не пойдут за тем, кто не обладает hard skills в достаточной степени. Можно быть исключительно приятным в общении человеком, но если студенты почувствуют, что ты не профессионал в том, о чем ты рассказываешь, это обаяние разобьется. Они будут дружить с тобой, но не пойдут за тобой. Нужно быть профессионалом в своей области. Должны быть проекты, которые ты составил, реализовал, выиграл, должны быть результаты. Наставляемые верят результатам. Если ты такой профессионал в своей деятельности, то почему у тебя нет ни одного проекта, который ты выиграл? А если же есть результаты, то твои наставляемые видят и понимают это, они верят тебе и твоему примеру. Когда я еще не вплотную занималась компетенциями наставника проектного творчества, мы с моими студентами выиграли конкурс Росмолодежи по созданию мобильного приложения для лиц с ОВЗ. Среди моих студентов есть те, кто выиграл стипендии ректора, президентов России и Татарстана, пять защитившихся кандидатов экономических наук.
Нельзя добиться успеха в одиночку. Когда человек варится в собственном соку, он делает это без общения с внешним миром. А мы с вами – это гармоничное сосуществование, симбиоз внутреннего и внешнего мира. Ты можешь изменить мир внутри себя, но мир вокруг ты изменить не можешь. Нужно уметь коммуницировать с внешним миром, потому что это новые возможности, встречи и перспективы. Друзья, коллеги и наставники – это такая сила, которую нельзя недооценивать. Лидера делает не сам лидер, а люди, которые готовы за ним пойти.
Я очень многое впитываю от тех людей, с которыми работаю. Я прошла очень хорошую управленческую школу под руководством ректора университета управления ТИСБИ Нэллы Матвеевны Прусс, сейчас у меня руководитель, на которого я хочу быть похожей во многих моментах – Айдар Фаритович Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов. Это люди, у которых я могу чему-то научиться, для меня это очень важно. Это не наставники в классическом понимании этого слова, но эти люди играют в моей жизни очень важную роль.
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов