DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Антон тут рядом». Школьники из Татарстана изобрели робота для лечения детей-аутистов

«Антон тут рядом». Школьники из Татарстана изобрели робота для лечения детей-аутистов

Проектное творчество становится все более популярным. Начиная со школьного возраста, ребята воплощают свои самые смелые идеи, которые имеют шансы перерасти в масштабные проекты, и Татарстан готов оказать в этом поддержку. Один из таких проектов — робот-андроид по имени Антон, которого планируют использовать при лечении детей, больных аутизмом. Его создатели — победители республиканского этапа Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников, команда 7-ми классников инженерного лицея КНИТУ-КАИ — Артур Малышев, Джалил Хисалиев, Алмаз Долгоаршинных, Салават Нуриев и Дамир Вахидов. Ребята рассказали Университету Талантов как возникла идея проекта, какими функциями наделен робот и какие доработки его ожидают.  

— Как и кому пришла в голову идея создания робота? С чего началась работа над проектом?  

Джалил Хисалиев: Мой проект был изначально посвящен компьютерному зрению на основе Open Source библиотеки OpenCV (библиотека компьютерного зрения с открытым исходным кодом — Прим. ред). Он позволял распознавать и определять лица людей. Вскоре мы встроили эту разработку в робота. Мы взяли за основу робота InMoov — проект французского инженера-скульптора Гаэля Ланжевена, но все функции и вектор развития выработали абсолютно другие. Мы с ребятами подумали адаптировать робота для лечения детей, больных аутизмом, когда увидели ужасающую статистику. В 1970-е годы число аутистов в США было незначительным — 1:10000, но сегодня этот показатель равен 1:250.  

Дамир Вахидов: Прежде всего, мы отрабатывали функции будущего изобретения на небольших прототипах нашего робота. Затем мы собрали руку и другие его части. В итоге у нас получился гуманоид, который мог только видеть окружающий мир и двигать частями тела.  


Д.Х.: Когда ребенок видит нашего робота, он воспринимает его как игрушку. Разговаривая с ним, ребенок научится разговаривать и с людьми. Только для полноценной работы с детьми, больных аутизмом, его еще нужно доработать. 

— Как устроен робот?  

Д.В.: Наш робот полностью состоит из пластика, напечатанного на 3D-принтере. Внутри него находятся сервомоторы, микроконтроллеры, приборы для механического зрения.  

Д.Х.: Пока у робота есть функция распознавания и синтеза голоса, детектирования и слежения за лицами. Устройство работает следующим образом: каждые две секунды идет оффлайн распознавание голоса. Если сказать роботу: «Антон», то пакет для распознавания речи (PocketSPhinx) определит это слово, и начнется запись голоса длительностью две секунды. Этот голосовой файл отправляется на серверы «Яндекса», где он распознается и конвертируется в xml-файл с помощью Yandex SpeechKit (комплекс речевых технологий «Яндекса» — Прим. ред). Программа принимает этот файл на компьютер, и переводит его в текст. Далее она выдает ответ в соответствии с шаблоном. Распознавание лиц также работает при помощи шаблонов.

  — Какие трудности у вас возникали при работе?  

Салават Нуриев: Основная сложность заключалась в том, что при распечатке компонентов происходили сбои 3D-принтера, приходилось заново их перепечатывать.  

— Кто помогал вам в этом проекте?  

А.М.: Наш наставник — студент КНИТУ-КАИ Марат Миннебаев. Он помогает нам разрабатывать платы-микроконтроллеры, с помощью которых мы загружаем наши программы в робота.  

— Что вы планируете делать дальше?  

Д.В.: У нас большие планы на этого робота. Мы дополняем его разными функциями, необходимыми для социальной адаптации детей, больных аутизмом, но перед этим нам предстоит проконсультироваться со специалистами в этой области.  

А.М.: В будущем мы хотим сделать пульт, с помощью которого можно будет управлять роботом.  

Д.Х.: Также планируем распечатать ноги для робота. Лично я займусь программированием нейронных сетей для функции чат-бота и ходьбы.  


— А кто финансирует ваш проект?  

Д.В.: Необходимые инструменты и расходные материалы нам предоставил Инженерный лицей КНИТУ-КАИ для одаренных детей.  


Ирина Коптева,
Медиа Лаборатория Университета Талантов