DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Мониторинг четырех городов. О чем рассказала татарстанская одаренная молодежь и ее наставники?

Мониторинг четырех городов. О чем рассказала татарстанская одаренная молодежь и ее наставники?

В конце октября Университет Талантов провел проектную сессию «Мой город. Мой талант» в четырех городах Татарстана — Елабуге, Набережных Челнах, Бугульме и Альметьевске. Участниками мероприятий стали молодежь, наставники, представители предприятий и муниципалитетов этих городов. По итогам каждой сессии научная группа Набережночелнинского государственного педагогического университета (НГПУ) проводила мониторинг среди учащихся и наставников. Цель мониторинга — выявить, насколько среда, в которой находятся одаренные дети и талантливая молодежь, способствует их самореализации. Среди обязательных элементов среды — наличие наставников, построение индивидуальных планов развития (ИПР) у детей, возможности для стажировок, профессиональных проб, оценки своего потенциала и уровня развития своих компетенций. Мы резюмируем предварительные итоги мониторинга.

Участники сессии и чем они занимаются

Опрошенные во всех городах-участниках являются представителями разных сфер. Так, например, в образование (30,3%) вовлечены как учащиеся (26%), так и преподаватели (43%). На втором месте по популярности у обеих групп — спортивная сфера (13%), на третьем — техническое творчество (9%). В Бугульме нашлись наставники, связанные с экологией (12%), а в Автограде — представители технических профессий (19%) и предприниматели (19%). 18% опрошенных альметьевских наставников работают переводчиками, а 13% молодых людей из того же города в будущем связывают себя с медицинской деятельностью. В среднем в каждом городе в опросе участвовали около 100 детей и 30 наставников.

По результатам первого блока вопросов о сфере деятельности респондентов научная группа отметила, что 30% опрошенных связывают свою дальнейшую деятельность и успехи с образовательной сферой. Около 7% учащихся назвали конкретные профессии, в которых они хотят самореализоваться в будущем — от поваров и фотографов до предпринимателей и военных. По мнению научной группы НГПУ, наставникам при работе с молодежью стоит учитывать широкий круг их интересов, направляя в самые востребованные профессиональные сферы — инженерную и техническую.

Компетенции и конкурентные преимущества

Большинство опрошенных (средний показатель для четырех городов — 44%) к наиболее актуальным компетенциям отнесли личностные качества (доброту, заботу, внимательность), хотя они таковыми не являются. Второе место заняли «пустые» ответы — 22% респондентов не смогли указать востребованные в будущем компетенции. На третьем месте по популярности (20% опрошенных) — знания и умения. Также заметно, что опрашиваемые меньше всего (4%) отмечали в анкетах «прорывные» и базовые компетенции будущего, выделенные педагогами, психологами и другими специалистами. Иные варианты ответов составили 10% опрошенных.

Самооценка и измерение компетенций

В среднем 46% всех респондентов оценивают свои компетенции по достижениям в конкурсах и олимпиадах. При этом 17% участников опроса полагаются на анкеты и тестирования, а 26% — оценивают себя самостоятельно. Остальные ответы респондентов в совокупности набрали 11%.

Планы на будущее

Индивидуальный план развития (по нему человек планирует свою карьеру и учебу) для своих учеников составляют незначительное число опрошенных наставников. Также практически ни у одного опрошенного молодого человека из четырех городов не выявлен индивидуальный план развития. При этом 11% молодых людей в Набережных Челнах отметили умение планировать как одну из важных компетенций будущего.

Участие и проведение стажировок

31% опрошенных учащихся во всех четырех городах заявили, что вообще не стажировались на татарстанских предприятиях. 15% наставников отметили, что площадками для стажировок детей стали форумы, лагеря, олимпиады и конкурсы.

Среди причин, мешающих организовать площадки для стажировок молодежи, наставники в 39% случаев назвали финансовые трудности и проблемы с логистикой. Также 15% респондентов заявили, что не испытывали трудностей при организации стажировок, либо не отвечали на этот вопрос (19%).

Предварительный итог

— В городах–участниках мониторинга есть наставники для детей и молодежи. В то же время у детей есть запросы на наставников по узким темам, которых нет в городе их проживания.

— Стажировки и профессиональные пробы по-разному воспринимаются детьми и наставниками. Но большой запрос на них, в большей степени, не удовлетворяется.

— К построению индивидуальных планов развития (ИПР) дети и молодежь относятся поверхностно, либо не считают их нужными.

Университет Талантов будет использовать полученные результаты в своей работе. Образовательный модуль с участием детей проектной сессии «Мой город. Мой талант» был направлен на создание ИПР. Мониторинг выявил запросы на наставников, стажировки и профпробы для детей. Для повышения навыков наставников в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью проходят регулярные занятия в рамках курса «Управление продюсированием талантов» (КУПТ).

Окончательные результаты мониторинга научная группа НГПУ опубликует в декабре. С их учетом будет скорректирована работа Университета Талантов в 2018 году.


Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов