DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
 Заведующая лабораторией НИИ «Прикладная семиотика» Диляра Шакирова: «В отечественном преподавании нужно найти баланс между „душой” и „разумом”»

Заведующая лабораторией НИИ «Прикладная семиотика» Диляра Шакирова: «В отечественном преподавании нужно найти баланс между „душой” и „разумом”»

Перед созданием Университета Талантов лучшие ученые в области психологии и педагогики разрабатывали концепцию, которая легла в основу государственной программы «Стратегическое управление талантами в республике Татарстан на 2015-2020 гг.». Один из соавторов концепции — заведующая лабораторией интеллектуального потенциала и одаренности НИИ «Прикладная семиотика» Диляра Шакирова — рассказала нам о работе над концепцией, различиях американских и российских студентов и минусах критического мышления.  

— Вы участвовали в разработке госпрограммы «Стратегическое управление талантами в республике Татарстан на 2015-2020 гг». В чем была Ваша роль?  

Я была одним из соавторов концепции, которая легла в основу госпрограммы. Кроме меня к ней приложили руку главный идеолог «Сэлэт» Джаудат Сулейманов и доктор психологических наук Ирина Сибгатуллина, которая сейчас работает в австрийском Институте интеллектуальных интеграций.  

За свою карьеру я участвовала в 13 программах для одаренных детей, в семи из них писала концепции. Спустя четыре года после публикации Правительством Татарстана этой программы я перестала следить за ней так же, как и за остальными своими проектами. Моя задача — создать концепцию, а ее реализация и создание госпрограмм остается за другими людьми. Но я рада, что развитием одаренных людей в республике занимается Университет Талантов. Ему удается найти подход к молодежи и говорить с ней на одном языке.  

— В чем заключалась первоначальная суть концепции, которая легла в основу госпрограммы?  

Главная идея — нельзя считать одаренность целостным явлением: нужно выделять ее типы и адаптировать под них формы наставничества и тренингов. Вторая идея — среди одаренных очень много людей с диссинхронией (состояние психики, при котором развитие некоторых способностей и навыков человека опережает развитие других — Прим. ред.). Они часто оказываются в школе хулиганами, но в то же время именно такие ученики и студенты обладают скрытым потенциалом. Третья идея — нужно создавать специальную среду для раскрытия потенциала в виде неформальных объединений и поддерживать подопечных в небольших группах или индивидуально.  

— Как вы оцениваете нынешнюю поддержку талантливых молодых людей? 

В последние годы я наблюдаю развитие в том, как образование поддерживает одаренную молодежь. Но есть и негативный момент: мы перенимаем много опыта у западных коллег, которые пользуются наработками отечественных педагогов и психологов прошлого. Например, мы забыли о проблемно-деятельностной концепции Владимира Барабанщикова, о разработках отечественных психологов и педагогов Льва Выготского, Алексея Матюшкина, Мирзы Махмутова.  

Между отечественной наукой об одаренности прошлого и настоящего есть большой разрыв, который нам приходится заполнять, заимствуя идеи у зарубежных исследователей. При этом не все иностранные концепции могут прижиться в России. Каждую из них педагоги и ученые должны проверить экспериментально, чтобы узнать, как она будет работать в отечественных школах и вузах. И если эта концепция, техники обучения, новые предметы приживутся на нашей «почве», то их можно внедрять в российскую систему образования.  

— Какие идеи по работе с одаренной молодежью, на Ваш взгляд, не смогут прижиться в российском образовании и обществе?  

Самый яркий пример — уроки полового воспитания, западный вариант которых отвергают наши родители и учителя. Не так чужда нашей культуре концепция критического мышления, в которой много внимания уделяют самоанализу и самокритике личности. Именно обращения к собственному внутреннему миру и рефлексии не хватает нашей культуре и образованию.  

В то же время концепция критического мышления избегает моральных и этических вопросов, обращая больше внимания на логику и анализ. В наших же школах много внимания уделяли этическим вопросам — достаточно вспомнить уроки литературы и анализ персонажей произведений Федора Достоевского, Льва Толстого и других писателей.  Однако перегиб в сторону этики тоже вреден: нужно найти баланс между «душой» и «разумом» в отечественном преподавании. У нас есть все данные и возможности для экспериментальной проверки этих концепций.  

— На конференции «Стратегическое управление талантами» Вы вступили в полемику с вице-президентом Академии наук Татарстана Вадимом Хоменко по вопросам финансирования науки. Скажите, как можно увеличить интеллектуальный потенциал общества без дополнительного финансирования науки?  

Нужно уточнить, что интеллектуальный потенциал — это не только совокупность знаний, полученных в ходе научных исследований. Интеллектуальный потенциал — это, прежде всего, то, как мыслит общество, помимо научного, в целом.  

Я работала со студентами в российских и американских вузах и увидела интересную закономерность. Американские студенты раскладывают задачу на части и предлагают до пяти вариантов ответов вместе с их преимуществами и недостатками. Российские студенты пытаются найти готовое решение по наитию, которое не всегда оптимально для поставленной задачи. В этом и кроется главное различие мышления российской и западной молодежи. Иностранные студенты не умнее наших: просто они владеют технологией критического и аналитического мышления. Упрощая для себя решение задач с помощью техник и алгоритмов, мы даем себе больше возможностей и времени для творчества — в искусстве, науке, технологиях. Поэтому, на мой взгляд, нужно научить наших преподавателей, учителей и наставников технологии критического мышления, чтобы они могли передать ее молодому поколению.  

— Но Вам не кажется, что переобучение и переквалификация преподавателей тоже потребуют дополнительного финансирования?  

Важно понять, на что именно мы тратим денежные средства. Педагоги часто проходят повышение квалификации, но чему они учатся? Как правило, они изучают новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — какие темы и задания нужно будет давать ученикам по школьным или вузовским предметам. Но не думаю, что рационально тратить время на изучение ФГОСов: гораздо полезнее научить преподавателей и наставников аналитическому и критическому мышлению. Нужно тратить время и деньги не на изучение документов, а на тренировку новых способов мышления, которые педагоги смогут применить в работе и передать ученикам. А документацию и новые стандарты учителя смогут изучить самостоятельно.  

Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов