24 ноября в Университете Иннополис прошла всероссийская конференция «Управление талантами: стратегия развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий». Ее участники обсудили глобальные задачи сферы образования: от проблем профориентации до внедрения проектной работы в школах. Одним из экспертов конференции был заведующий кафедрой специализированного научно-учебного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана, директор московского лицея №1580 Сергей Граськин. Мы узнали у него о системе образования и методах работы в столичной школе и их эффективности для профориентации учеников.
В нашем лицее выстраивание системы «школа — вуз — предприятие» идет по двум направлениям.
Во-первых, вуз должен быть заинтересован в сотрудничестве со школьниками. Ему нужны абитуриенты, готовые вести научную, проектную работу, талантливые в точных науках и мотивированные в получении конкретной профессии, которая принесет в будущем удовольствие и пользу. Поэтому при МГТУ им. Н.Э. Баумана создали специализированный научный центр по работе со школьниками, ориентированными на поступление в университет. Во-вторых, для поступления в вуз и получения хорошего технического образования, нужна совместная работа родителей и школьников. Эту систему мы выстраивали постепенно: сначала работали только с 10-11 классами, потом взялись за восьмые, сейчас мы готовим детей по программе, начиная с 5-го класса.
Обучение в 5-6 классах состоит из трех ступеней: базового образования, расширенной и углубленной программы. Для распределения по ступеням школьники проходят тестирование.
Первая ступень — для детей, которые не определились, что им необходимо дальше изучать. Там изучают предметы базового уровня — математику и физику. В расширенной программе дети получают глубокие знания в области профильных предметов, знакомятся со спецификой дальнейшей работы по техническому направлению. Все это происходит с помощью внеурочной работы, дополнительного образования, занятий с профессурой университета, дополнительных лабораторных работ на базе университета. Углубленная программа — для детей высокомотивированных, которые не просто глубоко знакомятся со своей будущей работой, но и проводят серьезные научные исследования. Школьники ведут научно-технические проекты под руководством ведущих профессоров вуза и работают в научно-образовательных центрах университета. Такая форма обучения действует до 9 класса включительно, а в 10-м начинается профильное образование: к этому времени школьники определяются с выбором профессии.
Основным и главным заказчиком хорошего образования является предприятие. Есть много крупных предприятий, которые ищут будущих специалистов еще в школе. В нашем лицее есть цикл дополнительных спецкурсов. Самой распространенной их формой является экскурсия на предприятие с участием его сотрудников.
Гульназ Хайруллина,
Медиалаборатория Университета Талантов