Технологии, приближающие человечество к четвертой промышленной революции, которая радикально изменит повседневный быт людей, в этом году развивались особенно активно. Яркий и доступный пример этого — способ оплаты товаров и услуг: еще недавно мы расплачивались наличными деньгами, сегодня — одним взглядом на экран смартфона. Face ID показывает две тенденции. С одной стороны, технологии стали очень мощными, с другой — они сильно упрощают жизнь людей и становятся ее привычной частью. Все это говорит о приближении четвертой технологической революции.
Значит ли, что искусственный интеллект и роботы потеснят человеческий труд и знакомые профессии? Молодое поколение уже сейчас должно понимать, что их ждет после окончания учебы в вузе или ссузе и как составить конкуренцию автоматизированным системам через 5, 10, 15 лет.
Площадкой для обсуждения роли человека в условиях цифровой экономики стал IV республиканский форум «Открытие талантов», который прошел с 13-го по 14 декабря в Германо-российском институте новых технологий (ГРИНТ) КНИТУ-КАИ. Участниками стали более 400 участников из всех районов республики: молодежь с достижениями в спорте, науке, культуре и искусстве, социальном творчестве, технике и предпринимательстве, наставники, федеральные и республиканские эксперты в сфере работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью, соотечественники — студенты и молодые специалисты родом из Татарстана, проживающие в других регионах России и странах, сотрудники компаний и предприятий, а также представители субъектов, руководители объектов инфраструктуры выявления, развития и поддержки одаренной и талантливой молодежи.
Собравшиеся эксперты обсудили, как технологические тренды повлияют на будущее образования, и как молодежи адаптироваться к изменениям. По мнению эксперта Университета Талантов, бизнес-тренера, руководителя российской интеллектуальной конференции INRU Александры Бобрецовой, страх общества перед технологическими трендами напрасен. На примере внедрения новых технологий становится очевидно, что промышленная революция органично встроится в образ жизни людей. Поэтому экономика, политика и образование постепенно адаптирует новшества — например, на смену лекциям придут онлайн-курсы и видео, доступные в любое время.
— Одна из самых нашумевших технологий этого года — блокчейн — может навсегда изменить бюрократическую машину, сделав прозрачными операции с документами. Честность документооборота будет обеспечена хранением данных на нескольких компьютерах пользователей, доступных каждому участнику процесса. Блокчейн, на мой взгляд, неизбежно улучшит жизнь общества, освободив людей от рутинной работы, — заявил руководитель центра компетенций блокчейн Университета Иннополис Рустам Давлетбаев.
Тренды на информационные технологии ставят вопрос перед сферой образования: как помочь всем молодым людям приобрести IT-компетенции? Оригинальный ответ предложил футуролог Данила Медведев. Он рассказал об эксперименте профессора Индийского технического института в Дели Шугаты Митры. Тот сделал отверстие в стене своего института напротив трущоб и поместил туда компьютер так, чтобы местные дети смогли свободно им пользоваться. Результат превзошел ожидания — молодежь быстро овладела компьютером без помощи учителей.
— Этот эксперимент говорит о том, что не нужно мешать детям осваивать гаджеты. Наоборот, нужно поощрять их и помогать, когда они сами этого просят, — считает Данила Медведев.
Пообщаться с участниками форума приехали и представители власти республики — и.о. заместителя Премьер-министра Татарстана — министра образования и науки Татарстана Рафис Тимерханович Бурганов и председатель Правления Университета Талантов, заместитель руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан — руководитель Департамента внутренней политики Президента РТ Александр Михайлович Терентьев. Они встретились с соотечественниками — молодыми специалистами, родившимися в Татарстане, но переехавшими в другие регионы России или страны. Цель этой встречи — не вернуть соотечественников в Татарстан, а понять, как выходцы из республики развиваются за пределами родного края и что они могут предложить для улучшения имиджа республики. По мнению Александра Терентьева, соотечественники оставляют хорошее впечатление о Татарстане, успешно работая и вне республики. Этот факт позитивно сказывается на имидже Татарстана.
На других площадках форума молодые люди определились с профессией, которую они хотят получить. В этом им помогла координатор программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Аделя Ахметова. Вместе с наставниками они составили индивидуальные планы развития и личные чек-листы достижений. После тренингов молодые люди участвовали в хакатоне, где решали задачи (кейсы) республиканских предприятий — Казанского химического научно-исследовательского института (КАЗХимНИИ), Казанского вертолетного завода, Татнефти, Татпрофа, КМПО, КЭТЗ и других.
На форуме подвели итоги всероссийской «Олимпиады наставников». Лучшие наставнические проекты представили в финале, а их авторы получили дипломы и подарки. Финалисты получат возможность отправиться в следующем году на образовательную стажировку (бенчмаркинг-тур) для обмена опытом работы с одаренными детьми.
Абсолютным победителем стала наставник из Зеленодольска — Резеда Багатова
1 место — проект коллектива наставников из Арска: Риммы Ибрагимовой, Алмаза Ибрагимова, Миляушы Шакировой
2 место — проект Анастасии Хан (Казань) и Венеры Зариповой (Набережные Челны),
3 место — проект Елены Бредневой (Москва) и коллектива наставников из Иннополиса: Ксении Котниковой, Дмитрия Шакирзянова и Марины Зайцевой
4 место — проект Анны Прокопьевой (Набережные Челны) и Александры Карташовой (Казань)
Завершением форума стал технобал для студентов и наставников Университета Талантов, на котором студенты прошли торжественное посвящение и получили зачетные книжки.
Главной темой прошедшего форума стали технологические тренды и изменения, которые они привнесут в повседневную жизнь людей. Эксперты поделились передовыми исследованиями в развитии человеческого капитала, победители и призеры олимпиад, конкурсов прошли обучение по созданию индивидуальных планов развития, а наставники прошли сертификацию.
Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов