DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Архидети» будущего. Какие компетенции нужны молодым художникам, архитекторам и актерам?

«Архидети» будущего. Какие компетенции нужны молодым художникам, архитекторам и актерам?

Человек занимался живописью, музыкой и драматургией еще на заре становления культуры, общества и цивилизации. С отношением людей к творческим профессиям менялась и техническая сторона искусства: авторы наскальных рисунков первобытной эпохи пользовались красками минерального происхождения, в средневековье появились краски на основе растительных масел, а в XVIII веке химики синтезировали эмали и лаки.

Нынешний технический прогресс позволяет творческим профессиям проявить себя по-новому. Так, в 2000-е годы появился motion capture: актеры надевают датчики, захватывающие мимику и движения и воспроизводящие их на компьютерных моделях персонажей. Художники, дизайнеры и архитекторы давно используют программы для 3D-моделирования, а в ближайшие годы эти профессии получат качественный скачок в своем развитии. Согласно «Атласу новых профессий», составленному Агентством стратегических инициатив, после 2020 года появятся science-художник, куратор коллективного творчества и арт-оценщик. Чтобы остаться востребованными, творческой молодежи нужно развивать компетенции, позволяющие обрабатывать большое количество информации, создавать целевые проекты и объединять творческую команду вокруг лидера.

28 декабря в детском лагере «Заречье» координатор программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Университета Талантов Аделя Ахметова и координатор проекта «Олимпиада наставников» Лилия Орлова провели тренинг по прорывным компетенциям. Его участниками стали учащиеся творческих мастерских «Архидети».

Проект «Архидети» появился в 2010 году, с тех пор его наставники поддерживают творческие навыки молодых людей. Для этого работают мастерские, где молодые люди учатся и защищают проекты по архитектуре, дизайну и актерскому мастерству. Они развивают hard skills — прикладные навыки, необходимые конкретной специальности: для дизайнера — умение пользоваться программами для рисования, для актера — умение играть роли и прочие. Кроме hard skills, в педагогике и психологии выделяют soft skills — компетенции, помогающие человеку в профессии или развитии собственного проекта. Университет Талантов выделил пять групп прорывных компетенций, которые, по словам Адели Ахметовой, помогают молодежи применить свои навыки:

— Когнитивность — способность собирать, анализировать, фильтровать и воспроизводить большое количество новой информации и знаний;
— ‎Видение и лидерство — умение руководить людьми и предугадывать результат;
— ‎Открытость, предприимчивость, инициативность — навыки, необходимые для продвижения себя как специалиста или проекта;
— ‎Управление проектом под результат — создание и развитие своего дела с конкретной и достижимой целью;
— ‎Командность, эффективность, сотрудничество — способность руководить коллективом, оставаться его частью, прислушиваясь к коллегам и товарищам.

Каждую из компетенций координаторы Университета Талантов подробно обсудили с участниками мастерских «Архидети», а некоторые проработали с помощью упражнений. Например, чтобы объяснить важность командных навыков, координаторы показали будущим актерам, художникам и архитекторам упражнение «Обрыв»: учащиеся встали на край сцены в аудитории, а участник тренинга с одного конца ряда должен был пройти по нему, держась за других. Упражнение показало, что слаженные действия и командная работа помогают достигнуть поставленных целей.

После тренинга десятиклассник гимназии №6 Артур Хисамов поинтересовался у координаторов Университета Талантов, почему в вузах не учат soft skills и в чем их значение.

Дело в том, что основное назначение вузов — обучить молодежь hard skills, то есть дать им специализированное образование. Однако экономисты и футурологи утверждают, что без «мягких (гибких) навыков» их будет невозможно применить: уже к 2020 году, по мнению экспертов Агентства стратегических инициатив, в мире появятся новые профессии, требующие иного взгляда на полученные профессиональные умения. Вузы не успевают подстроиться под новые требования рынка и технологический прогресс, поэтому на помощь им приходят новые институты развития вроде образовательного центра «Сириус» или Университета Талантов, — пояснила координатор Университета Талантов Лилия Орлова.

Девятиклассница из гимназии №121 Дарья Родионова после тренинга узнала, в чем значение прорывных компетенций, а также поняла, как их можно применить в творчестве:

Среди мастерских проекта «Архидети» мне интересны те, что обучают актерской игре. Чтобы запомнить большое количество реплик и полностью вжиться в роль, актеру нужно развивать когнитивность. Думаю, за время тренинга мне удалось поднять уровень не только когнитивности, но и всех компетенций, которые помогут молодежи реализовать себя в творчестве.

Тренинг на определение уровня развития «прорывных» компетенций познакомил творческую молодежь со своей работой и способами поддержки школьников и студентов в Татарстане. Участники мастерских «Архидети» узнали о востребованных компетенциях, необходимых креативным специалистам в ближайшие годы. Благодаря тренингу молодые люди закрепили полученные знания о soft skills на практике и смогут использовать полученный опыт в своем творчестве.

Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов