DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
«Нужно чувствовать, что небезразлично людям, и развивать мир своими проектами»

«Нужно чувствовать, что небезразлично людям, и развивать мир своими проектами»

На IV республиканском форуме «Открытие талантов», который прошел в Казани с 13 по 14 декабря, эксперты, наставники, соотечественники, студенты и школьники обсуждали развитие республики, четвертую промышленную революцию, цифровую экономику и их влияние на жизнь. Во второй день форума эксперты говорили об образовательных стандартах и программах индивидуального развития детей и молодежи. Один из участников дискуссии, начальник отдела проектных лабораторий образовательного центра «Сириус» Игорь Асонов рассказал нам о том, как развивается центр и какие новые лаборатории там вскоре откроются.

Об отборах на проектные смены «Сириуса»

Ежегодно в июне образовательный центр для одаренных детей «Сириус» проводит смену «Большие вызовы» — это программа, посвященная проектной работе. Впервые она состоялась в 2016 году, тогда мы отбирали ребят исходя из их достижений в предметных олимпиадах. В 2017 году мы придумали новую систему — региональные конкурсные отборы. Летом они прошли в 12 регионах России (Татарстан был в их числе — Прим.ред.), а в 2018 году мы рассчитываем уже на 24 региона. Главное, на что мы обращаем внимание, оценивая работы школьников — актуальность и востребованность проектов, личный вклад участников: как правило, проекты выполняют в группах, и нам важно понимать, что именно делал заявитель.

Об открытии новых лабораторий в центре «Сириус»

В июле 2017-го попечительский совет фонда «Талант и успех» решил, что в 2018 году на смены приедут не 600 детей, как обычно, а 700. Около 300 детей будут заниматься наукой — это в полтора раза больше, чем в предыдущие годы работы «Сириуса». При этом к существующим лабораториям прототипирования, схемотехники и электроники, беспилотного автотранспорта, космических систем, нанотехнологий, биохакинга и полигонов в начале 2018 года добавится лаборатория когнитивных исследований. Она посвящена исследованиям влияния образования на развитие талантливого ребенка и его карьерный рост. Лабораторию агробиотехнологий «Сириус» запускает совместно с партнерами из сферы сельского хозяйства, она будет решать практические задачи из этой сферы. Еще одно новое направление — data-science: в этой лаборатории будут разрабатывать алгоритмы машинного обучения. Также мы разрабатываем лабораторию «умного города» совместно с Департаментом информационных технологий Москвы и лабораторию энергоэффективности совместно с Россетями.

О сотрудничестве с Университетом Талантов

Университет Талантов и фонд «Талант и успех» сотрудничают достаточно успешно. Мы работаем над созданием в Татарстане регионального центра по модели «Сириуса». Множество ребят из Татарстана приезжает на смены в «Сириус». Мы рады этому и надеемся, что их количество вырастет.

О будущем

Надеюсь, что четвертая промышленная революция приведет людей к возможности заниматься интересными проектами и уделять больше времени творчеству благодаря роботизации. С другой стороны, революция — это вызов для специалистов, которых потенциально могут заменить машины. В группе риска — бухгалтеры, водители, секретари и представители других, самых разных профессий. Нужно продумать, как социализировать людей, которые выпадут из трудового процесса из-за машинизации. Например, с помощью переквалификации — тогда таксистам придется стать программистами беспилотных транспортных средств. Понятно, что все это весьма не просто. Во многом социальный вопрос тормозит развитие и пришествие революции будущего.

О том, как молодежи оставаться востребованной в будущем

Мой совет — следить за трендами и проектировать свое будущее. Надо анализировать, будут ли нужны через 5-6 лет существующие сегодня специальности, слушать мнения экспертов об этом. Будущее невозможно предсказать, но что-то просчитать возможно. Понятно, что многие профессии исчезнут — вопрос в том, какие появятся. Важно научиться адаптироваться, чтобы иметь способность, например, создать бизнес нового типа: решить социальные проблемы и сделать людей счастливыми. Нужно жить с широко открытыми глазами, чувствовать, что небезразлично людям, и развивать мир своими проектами.

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов