DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Мой город. Мой талант

Главная коммуникационная и демонстрационная площадка Университета Талантов — трейлер проедет 12 территорий Республики Татарстан, а команда проведет яркую шоу-выставку о поиске и развитии талантов.

Дата проведения:
18 мая – 16 июня
Место проведения:
— О мероприятии


📰

— Новости по теме

Все новости
Одиннадцатиклассник Алмаз Ковешников: «„Мой город. Мой талант“ — это способ вовлечения молодых умов в будущее нашей республики»

27 ноября 2017

Одиннадцатиклассник Алмаз Ковешников: «„Мой город. Мой талант“ — это способ вовлечения молодых умов в будущее нашей республики»

В октябре в городах Татарстана проходила проектная сессия «Мой город. Мой талант». Школьники, студенты и преподаватели размышляли над тем, что нужно делать для удержания молодежи в родных городах. Мы поговорили с учеником 11 класса елабужской гимназии № 4 Алмазом Ковешниковым о том, как проектная сессия помогла ему найти спонсоров для развития собственного проекта.

Алмаз, в чем идея твоего проекта?

Он называется «Чемпионы среди нас». Наша команда, созданная на базе челнинского тренингового курса «Ветер перемен», создает с нуля хоккейную коробку на территории школы № 37 в Набережных Челнах: мы сами разрабатываем чертежи, составляем смету. Сегодня наша задача — изготовить борты. Естественно, для этих целей мы привлекаем инвесторов — они помогают финансами или оборудованием: кто-то — на безвозмездной основе, кто-то — за рекламу. Но участники команды создают хоккейную коробку и своими руками: красят элементы хоккейной коробки, организуют благотворительные концерты, чтобы собрать средства. Сегодня для реализации проекта мы привлекли примерно 100 тысяч рублей. Почему мы выбрали именно Набережные Челны? Большинство участников нашей команды из этого города, да и в этой школе Автограда нет хоккейной коробки. 

Чему тебя учит проектная работа?

Наши проекты носят благотворительный характер. А благотворительность учит каждого отдавать миру что-то, не ожидая ничего взамен. Если ты сделаешь что-то полезное для общества, то добро вернется к тебе в десятикратном размере. Поэтому я с большим удовольствием участвую в создании проектов. Эта работа также учит общаться и привлекать инвесторов.

— Как ты считаешь, какими компетенциями нужно обладать современному молодому человеку для создания проектов?

Коммуникабельность и креативность. Безусловно, в проектной деятельности важны лидерские качества. В команде нашего проекта — 28 человек. При этом работать в ней не сложно, ведь мы разделили обязанности. У каждого человека своя функция: кто-то отвечает за составление сметы, кто-то высылает письма инвесторам, кто-то отвечает за реализацию проекта. Я участвую в благотворительных акциях по привлечению средств в проект и нахожу инвесторов, готовых в нас вкладываться.

— Есть ли у тебя наставники?

Да. Тренер личностного роста нашего тренингового курса Ольга Баженова и заместитель директора по учебной части елабужской гимназии № 4, учитель экономики и тренер Университета Талантов Анна Ишкиняева — она и пригласила меня на проектную сессию «Мой город. Мой талант». Благодаря ей я открыл для себя Университет Талантов. 

— Насколько возможно реализовать свои проекты в Елабуге? Чем Университет Талантов может в этом помочь?

Это возможно сделать: главное — желание. У меня есть план еще для одного проекта. Мы хотим собрать средства для ремонта елабужской детской музыкальной школы №2. Ее судьба мне небезразлична: я семь лет обучался там по классу саксофона, два года учился играть на гитаре. Сегодня в школе шатаются полы, поэтому занятия по хореографии отменяют. Ремонт требует колоссальных вложений — 900 тысяч рублей. Но благодаря Университету Талантов этот проект можно осуществить: у меня есть шанс встретиться с представителями разных предприятий — так я смогу привлечь новых инвесторов.

Елабуга — небольшой город. Чтобы молодежь оставалась здесь, нужно привлекать больше бизнесменов для создания новых проектов и открывать в городе предприятия. 

Чем тебе помогла проектная сессия «Мой город. Мой талант»?

Я много общался с успешными людьми и презентовал проект. Считаю, что «Мой город. Мой талант» — это способ вовлечения молодых умов в будущее нашей республики. Именно он позволил мне напрямую пообщаться с будущими спонсорами. Здесь я познакомился с представителем компании Ford Sollers, которая поможет в реализации нашего проекта.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Мониторинг четырех городов. О чем рассказала татарстанская одаренная молодежь и ее наставники?

21 ноября 2017

Мониторинг четырех городов. О чем рассказала татарстанская одаренная молодежь и ее наставники?

В конце октября Университет Талантов провел проектную сессию «Мой город. Мой талант» в четырех городах Татарстана — Елабуге, Набережных Челнах, Бугульме и Альметьевске. Участниками мероприятий стали молодежь, наставники, представители предприятий и муниципалитетов этих городов. По итогам каждой сессии научная группа Набережночелнинского государственного педагогического университета (НГПУ) проводила мониторинг среди учащихся и наставников. Цель мониторинга — выявить, насколько среда, в которой находятся одаренные дети и талантливая молодежь, способствует их самореализации. Среди обязательных элементов среды — наличие наставников, построение индивидуальных планов развития (ИПР) у детей, возможности для стажировок, профессиональных проб, оценки своего потенциала и уровня развития своих компетенций. Мы резюмируем предварительные итоги мониторинга.

Участники сессии и чем они занимаются

Опрошенные во всех городах-участниках являются представителями разных сфер. Так, например, в образование (30,3%) вовлечены как учащиеся (26%), так и преподаватели (43%). На втором месте по популярности у обеих групп — спортивная сфера (13%), на третьем — техническое творчество (9%). В Бугульме нашлись наставники, связанные с экологией (12%), а в Автограде — представители технических профессий (19%) и предприниматели (19%). 18% опрошенных альметьевских наставников работают переводчиками, а 13% молодых людей из того же города в будущем связывают себя с медицинской деятельностью. В среднем в каждом городе в опросе участвовали около 100 детей и 30 наставников.

По результатам первого блока вопросов о сфере деятельности респондентов научная группа отметила, что 30% опрошенных связывают свою дальнейшую деятельность и успехи с образовательной сферой. Около 7% учащихся назвали конкретные профессии, в которых они хотят самореализоваться в будущем — от поваров и фотографов до предпринимателей и военных. По мнению научной группы НГПУ, наставникам при работе с молодежью стоит учитывать широкий круг их интересов, направляя в самые востребованные профессиональные сферы — инженерную и техническую.

Компетенции и конкурентные преимущества

Большинство опрошенных (средний показатель для четырех городов — 44%) к наиболее актуальным компетенциям отнесли личностные качества (доброту, заботу, внимательность), хотя они таковыми не являются. Второе место заняли «пустые» ответы — 22% респондентов не смогли указать востребованные в будущем компетенции. На третьем месте по популярности (20% опрошенных) — знания и умения. Также заметно, что опрашиваемые меньше всего (4%) отмечали в анкетах «прорывные» и базовые компетенции будущего, выделенные педагогами, психологами и другими специалистами. Иные варианты ответов составили 10% опрошенных.

Самооценка и измерение компетенций

В среднем 46% всех респондентов оценивают свои компетенции по достижениям в конкурсах и олимпиадах. При этом 17% участников опроса полагаются на анкеты и тестирования, а 26% — оценивают себя самостоятельно. Остальные ответы респондентов в совокупности набрали 11%.

Планы на будущее

Индивидуальный план развития (по нему человек планирует свою карьеру и учебу) для своих учеников составляют незначительное число опрошенных наставников. Также практически ни у одного опрошенного молодого человека из четырех городов не выявлен индивидуальный план развития. При этом 11% молодых людей в Набережных Челнах отметили умение планировать как одну из важных компетенций будущего.

Участие и проведение стажировок

31% опрошенных учащихся во всех четырех городах заявили, что вообще не стажировались на татарстанских предприятиях. 15% наставников отметили, что площадками для стажировок детей стали форумы, лагеря, олимпиады и конкурсы.

Среди причин, мешающих организовать площадки для стажировок молодежи, наставники в 39% случаев назвали финансовые трудности и проблемы с логистикой. Также 15% респондентов заявили, что не испытывали трудностей при организации стажировок, либо не отвечали на этот вопрос (19%).

Предварительный итог

— В городах–участниках мониторинга есть наставники для детей и молодежи. В то же время у детей есть запросы на наставников по узким темам, которых нет в городе их проживания.

— Стажировки и профессиональные пробы по-разному воспринимаются детьми и наставниками. Но большой запрос на них, в большей степени, не удовлетворяется.

— К построению индивидуальных планов развития (ИПР) дети и молодежь относятся поверхностно, либо не считают их нужными.

Университет Талантов будет использовать полученные результаты в своей работе. Образовательный модуль с участием детей проектной сессии «Мой город. Мой талант» был направлен на создание ИПР. Мониторинг выявил запросы на наставников, стажировки и профпробы для детей. Для повышения навыков наставников в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью проходят регулярные занятия в рамках курса «Управление продюсированием талантов» (КУПТ).

Окончательные результаты мониторинга научная группа НГПУ опубликует в декабре. С их учетом будет скорректирована работа Университета Талантов в 2018 году.


Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов

Заместитель директора Центра подготовки кадров «Татнефть» Олег Павловский: «У талантливых и целеустремленных людей есть все шансы достигнуть карьерного и профессионального роста в компании»

20 ноября 2017

Заместитель директора Центра подготовки кадров «Татнефть» Олег Павловский: «У талантливых и целеустремленных людей есть все шансы достигнуть карьерного и профессионального роста в компании»

Средние и высшие профессиональные учебные заведения должны учить студента будущей профессии не только на теории, но и на практике. Но, к сожалению, зачастую на деле все происходит по-другому. Подготовка кадров — главный вопрос для каждого предприятия, и «Татнефть» — не исключение. Мы поговорили с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Центра подготовки кадров «Татнефть» Олегом Павловским о том, каких навыков не хватает молодым специалистам при выходе на работу.

— В вашу компанию приходят выпускники технических вузов. Достаточно ли их уровня образования, чтобы полностью включиться в работу на предприятии?

К сожалению, уровень знаний молодых людей после выпуска из вуза не соответствует запросам производства. Мы сталкиваемся с этой проблемой, когда они приходят в наш учебный центр за рабочей профессией. Выпускники имеют багаж знаний, но элементарные трудовые навыки с учетом требований промышленной безопасности и охраны труда они выполнять не могут. Один из инструментов для решения данной проблемы — проект «Фабрика процессов полного цикла», который поддержал генеральный директор компании «Татнефть». Это учебно-тренировочный комплекс, в котором представлены все стадии технологического процесса. Сейчас работают две такие фабрики — сварочного производства и добычи нефти и газа. Там будущие работники предприятия отрабатывают операции, необходимые на производстве, с использованием тренажеров, собранных из действующего оборудования. Обучение на «Фабрике процессов» помогает молодым сотрудникам не только адаптироваться на предприятии в кратчайшие сроки, но и сразу включиться в его работу.

— Каких навыков не хватает молодым людям?

Например, новые сотрудники не могут правильно заменить манометр на технологическом оборудовании, а ведь это элементарная операция. Да, они могут об этом красиво рассказать, но сделать без нарушения требований промышленной безопасности и охраны труда — нет. В компании «Татнефть» существует четкая цель — ноль аварий, ноль несчастных случаев на производстве. И ее достижение во многом зависит от качества обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ в соответствии с требованиями охраны труда. Этим и занимается Центр подготовки кадров «Татнефть».

Какие возможности для студентов есть у «Татнефти»? Проводит ли компания стажировки, практики, профпробы, конкурсы?

«Татнефть» уделяет особое внимание формированию у молодого поколения знаний и умений, необходимых для работы в нефтегазодобывающей промышленности. Студенты вузов имеют возможность пройти производственные стажировки на объектах ПАО «Татнефть». Кроме того, в рамках образовательного кластера, в который входят Центр подготовки кадров «Татнефть», Альметьевский государственный нефтяной институт, Альметьевский политехнический техникум и другие учебные заведения, работает сетевая форма освоения программ по рабочим профессиям. Студенты во время учебы в вузе получают профессию и на производственной практике постигают «секреты» выбранной специальности. Это взаимовыгодное сотрудничество компании и студентов: одна сторона присматривается к профессиональным качествам потенциальных работников, а вторая — убеждается в правильности выбора будущей сферы деятельности.

Какие методики вы используете в работе с талантливыми кадрами?

У талантливых и целеустремленных людей есть все шансы достичь карьерного и профессионального роста в «Татнефти». Для этого существуют инструменты, позволяющие выявить таких сотрудников и помочь им в самореализации, прозрачные процедуры карьерного роста работника, возможность доказать свой высокий профессиональный уровень в конкурсе среди молодых специалистов. Также компания формирует индивидуальные планы развития перспективных сотрудников.

— Как Университет Талантов может помочь предприятиям привлечь талантливую молодежь в компании?

Нужно выстраивать четкие механизмы взаимодействия между предприятиями, Университетом Талантов, корпоративным учебным центром и молодежью. Без такого сотрудничества устроиться на работу, особенно на опасные производственные объекты, молодым специалистам достаточно тяжело.

— Чем Вам помог префорум «Мой город. Мой талант»?

Мы с коллегами обсудили много вопросов, в том числе о развитии образования и разработке стратегических программ для Татарстана, обменялись контактами и получили обратную связь по интересующим вопросам.

Алина Минневалиева,

Медиалаборатория Университет Талантов

Школьник Солтан Шамгунов: «Нужно общаться с наставниками и успешными людьми»

13 ноября 2017

Школьник Солтан Шамгунов: «Нужно общаться с наставниками и успешными людьми»

В конце октября в Альметьевске прошла проектная сессия «Мой город. Мой талант», где школьники смогли пообщаться с наставниками, представителями вузов и предприятий. Ученик 7 класса школы №24 Солтан Шамгунов рассказал нам о пользе прошедшего события, важности работы с наставником и роли родителей в профессиональном самоопределении ребенка.

В Университете Талантов учат развивать себя и свои качества, достигать поставленных целей. На проектной сессии «Мой город. Мой талант» мы как раз всему этому и учились. Это было полезно: я научился контролировать себя в различных ситуациях и правильно распоряжаться своим временем. Также наставники научили нас общаться, проявлять свой характер, хорошо выступать. А тем, у кого уже есть идеи, Университет Талантов помогает реализовать их, чтобы эти идеи превратились в реальные проектные решения.

Всегда нужно общаться с наставниками и успешными людьми, достигшими чего-то в жизни. У меня есть такой человек. Я занимаюсь физикой и математикой, и мой учитель Вера Семеновна является для меня и наставником, и тренером. Она открывает мне новые горизонты и ставит новые цели, которые обязательно нужно выполнить, чтобы стать успешным. 

Родители, безусловно, играют большую роль в профессиональном самоопределении ребенка. Они вместе с учителями поддерживают детей, дают им базовые знания и подсказывают, как их лучше всего применять.

Альметьевск — развивающийся город, и здесь возникает много движений — «Зеленый фитнес» для занятий спортом, онлайн-технопарк «Дай 5!», где дети реализуют свои бизнес-планы. Несмотря на это, мне здесь очень не хватает кружков по некоторым техническим специальностям. Но я считаю, что это лишь дело времени.

Гульназ Хайруллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Директор «Кванториума» Рамиль Закиров: «Дополнительное образование должно стать частью основного»

9 ноября 2017

Директор «Кванториума» Рамиль Закиров: «Дополнительное образование должно стать частью основного»

20 октября в Альметьевске прошла проектная сессия «Мой город. Мой талант», где представители учебных организаций и предприятий, учителя и школьники обменивались идеями развития сферы образования. Участник сессии, директор детского технопарка «Кванториум» Рамиль Закиров рассказал, о чем думает альметьевская молодежь, какие профессии сейчас наиболее востребованы и престижно ли быть рабочим.

Такие площадки как «Мой город. Мой талант» несут колоссальную пользу для молодежи. Мы вместе с другими экспертами выслушали молодых людей и поняли, что их заботит. Участники проектной сессии обращались ко мне с вопросами о профориентации. Уже в седьмом классе школьники понимают, что рынок труда перенасыщен специалистами–гуманитариями, и сейчас наиболее востребованы технические специальности.  

Существует положительная тенденция в области профориентации: предприятия приглашают к себе школьников и студентов для выбора будущей профессии. В Альметьевске так поступают трубный завод, «Татнефть», «Радиоприбор». Профориентационная работа идет, развивается, и это очень здорово.  

Как человек с техническим образованием и руководитель детского технопарка с уверенностью скажу, что сейчас стоит выбирать профессию в области науки и техники. Специалист с техническим образованием конкурентоспособен на рынке труда. Он может стать преподавателем или с легкостью переучиться на юриста или экономиста, чего я не могу сказать о гуманитариях. Сегодня дети понимают это, они хотят ходить на предприятия, смотреть на производство. Они здраво мыслят. Нам лишь осталось помочь им это осуществить. Начало профориентации школьников, заложенное на проектной сессии, увенчается успехом.  

Сейчас в школах можно отходить от образовательных стандартов. За рубежом развиваются робототехника, нанотехнологии, нейротехнологии, IT. Чтобы быть конкурентоспособными через 15-20 лет, дети должны получить навыки в этих областях уже сейчас. Я рад, что сегодня во многих регионах страны создаются площадки для дополнительного образования. Всего в России около 20 «Кванториумов», и три из них работают в Татарстане.  

Дополнительное образование должно стать частью основного. Без него у Татарстана не было бы отличных результатов на чемпионатах Worldskills и Juniorskills. Я уверен, что в будущем наша страна будет среди лидеров. Исторически во всем, что связано с техническим творчеством, учеными, конструкторами, Россия была впереди планеты.  

Учителям школ я желаю сил для обучения школьников новым навыкам и передачи опыта. Есть слабые школы, есть сильные. Взаимодействие педагогического состава разных школ поможет вывести уровень образования школьников города на хороший уровень.  

Наставник — это ученик в будущем. Он показывает, как надо работать. Практически всю жизнь я проработал на производстве, в сферу образования пришел недавно. На заводе я много раз был наставником. Бывало, из всей группы стажеров только один приходил со знанием своего дела. Сейчас тенденция меняется: подготовленных выпускников все больше, молодеет и рабочий состав предприятий. Молодежь понимает, что на заводе можно заработать деньги: средняя зарплата у токарей в Альметьевске — 90 тысяч рублей. Престиж рабочих профессий сейчас очень высок. Рабочие зарабатывают своими руками: стоят за станками, водят троллейбусы, работают в шахтах. И они приносят пользу Татарстану.  

Гульназ Хайруллина,
Медиа Лаборатория Университета Талантов

 

Директор Летней математической школы Мансур Гильмуллин: «Преподаватели должны выполнять функцию наставника»

8 ноября 2017

Директор Летней математической школы Мансур Гильмуллин: «Преподаватели должны выполнять функцию наставника»

Доцент кафедры математики и прикладной информатики Елабужского института КФУ, кандидат педагогических наук, директор Летней математической школы Мансур Гильмуллин является наставником для многих поколений студентов. Мы поговорили с ним о том, почему каждый преподаватель должен быть наставником.  

— Как Вы считаете, можно ли приравнять кураторов к наставникам?  

Да. Кроме того, я считаю, что и преподаватели должны выполнять функцию наставника. Главный наставник на нашем факультете (Мансур Гильмуллин работает на факультете математики и естественных наук — Прим. ред.) — это декан, для студентов он второй папа. Кураторы же, в основном, решают житейские вопросы. Я могу сказать, что со стороны преподавателей наставничество идет как по предметной части, так и по научно-исследовательской деятельности.  

— Всегда ли наставник и преподаватель — это тождественные понятия?  

Сегодня, к сожалению, нет, но хотелось бы. Педагог должен быть специалистом не только в своей области: ему следует быть ближе к студентам, почти как папа или мама. Лично я отношусь к учащимся, как к своим детям. Я заметил: высших успехов достигают студенты, которые учатся в камерной, почти домашней обстановке с доброжелательным отношением преподавателя. Если бы наши преподаватели были еще и методистами и наставниками, то учебные показатели студентов существенно бы повысились.  

— Насколько Университет Талантов помогает в наставнической работе?  

Он создает прекрасные условия: здесь проходит конкурс «Олимпиада наставников», образовательный курс «Управление продюсированием талантов». Конечно, в советское время о наставничестве говорили больше, в каждой отрасли были наставники. Тогда молодого человека вводили в профессию непосредственно в рабочей обстановке, чтобы он приобретал опыт. Сейчас Университет Талантов восстанавливает хорошо забытое старое. К сожалению, сегодня молодые специалисты «варятся» в своем соку, никто не уделяет им внимания.  

— Почему особенно успешные выпускники стремятся покинуть родные малые города? Что им, на Ваш взгляд, мешает остаться в Елабуге?  

У детей всегда больше амбиций, чем у их родителей. Например, мой сын работает в компании по защите информации и безопасности в Москве. А в Елабуге ее филиала нет. Большинство молодежи не устраивают решения вопросов карьерного роста у себя в родных городах, поэтому она уезжает.  

— Как можно решить эту проблему?  

Я думаю, что необходимо обратить внимание на финансовую сторону. Работу молодых специалистов нужно оплачивать на достойном уровне. Сегодня мужчины редко приходят работать в сферу образования. А в деревенских школах не хватает учителей математики, физики или информатики. Это из-за сокращения бюджетного приема на эти специальности.А ведь школы нуждаются в кадрах! Очень хочется чтобы заработные платы учителей соответствовали современным реалиям.  

Алина Минневалиева,
Медиа Лаборатория Университета Талантов

 

Школьница Полина Министимова: «Нельзя зацикливаться только на одной профессии»

7 ноября 2017

Школьница Полина Министимова: «Нельзя зацикливаться только на одной профессии»

Существует мнение, что жителям маленьких городов сложно реализовать себя и найти свое профессиональное призвание. Одна из участниц проектной сессии «Мой город. Мой талант», 11-классница бугульминского лицея №2 Полина Министимова рассказывает, так ли это на самом деле.
 

Я пробовала себя в театральном искусстве, пыталась научиться актерскому мастерству, но поняла, что это не мое. С 7 класса я занимаюсь спортом, участвую в олимпиадах по физической культуре. Ранее я занималась плаванием и спортивной акробатикой — на ней я и остановилась. Поняла, что хочу посвятить ей свою жизнь. Когда в моей жизни появилось два направления — спорт и искусство, нужно было выбрать что-то одно. В этом мне очень помогли мама и близкие люди. Мама меня поддерживала, когда я заканчивала музыкальную школу. Мой тренер помогал в личном развитии. С учителем физкультуры мы прошли многое при подготовке к олимпиадам. Все они помогали мне сделать выбор и определиться с тем, чего я хочу добиться в жизни.  

В Бугульме есть площадки для развития молодежи. Если говорить о спорте, то это баскетбольные, футбольные площадки в учебных заведениях. Нашу детско-юношескую спортивную школу «Юность» реконструировали, сейчас улучшают спортивный комплекс «Факел». У нас также есть художественные и музыкальные школы. Поэтому для развития личности в нашем городе, в принципе, достаточно возможностей.  

Я очень люблю свой город, и мне сложно сказать, чего здесь не хватает. Трудно сравнивать Бугульму с большими городами. Однако один нюанс лично для меня все-таки существует. Я хочу связать свою жизнь со спортивной гимнастикой, но занимаюсь спортивной акробатикой. Все потому что в нашем городе нет тренеров, и это меня очень огорчает.  

События, подобные проектной сессии «Мой город. Мой талант» очень полезны. Здесь я узнала для себя много нового, поделилась своими идеями и, что особенно важно, целями. Я получила советы от опытных наставников — ведь они уже достигли чего-то и знают гораздо больше нас. Мы подготовили индивидуальные планы развития и с их помощью разобрались — что, как и для чего нужно делать, кто мы и чего хотим достигнуть в жизни.  

Из советов наставников на проектной сессии я поняла, что в выборе будущей профессии нельзя зацикливаться лишь на одной. В жизни может случиться всякое, поэтому план «Б» просто необходим. При этом стоит прислушиваться к советам взрослых и понимать, чего ты сам хочешь от жизни.    

Гульназ Хайруллина,
Медиа Лаборатория Университета Талантов



Школьник Александр Дихтяренко: «Главное в создании проекта — понимать, что его результатом будут пользоваться люди»

31 октября 2017

Школьник Александр Дихтяренко: «Главное в создании проекта — понимать, что его результатом будут пользоваться люди»

19 октября в Бугульме прошла проектная сессия «Мой город. Мой талант», на которой местная молодежь и наставники узнали о возможностях для развития в своем городе. Мы поговорили с десятиклассником, победителем Летней молодежной школы талантов–2017  Александром Дихтяренко о том, как начинающие предприниматели могут самореализоваться в Бугульме.  

Я был рад тому, что Университет Талантов приехал к нам в Бугульму. Школьникам было полезно узнать, как запустить свой проект и общаться с аудиторией. На проектной сессий «Мой город. Мой талант» я применил знания, полученные на Летней молодежной школе «Открытие талантов», участвовал в дискуссиях и аргументировал свое мнение.  

Те же знания можно использовать в бизнесе. Я придумал проект Junior achievement — он уже завершен, бизнес-кампания закрыта. Я создавал развертки (бумажные выкройки — Прим.ред.) для сбора моделей достопримечательностей. На конкурсе в Швейцарии, где я представлял проект, самым ходовым оказался Биг Бен. Проект развивает мелкую моторику у детей и помогает проводить семейные вечера с пользой. На Летней молодежной школе талантов я презентовал проект Watch school — он тоже подходит к завершению. Это компьютерное приложение с правилами дорожного движения, чем-то напоминающее игру GTA.  

Инвесторов для своего проекта я нашел с помощью Университета Талантов. Защищая проект перед экспертами Молодежной школы талантов, нами заинтересовались представители Министерства сельского хозяйства Татарстана. Они попросили сделать для них подобный проект и оставили свои контакты.  

В Бугульме нет возможностей для проектной деятельности. Например, в Казани и Набережных Челнах работают IT-парки. В нашем городе будет достаточно создать небольшую площадку для стартапов, где школьнику обеспечат поддержку инвесторов и найдут наставников. В Бугульме есть научно-практическая конференция «Открытие», но там все равно перенаправляют на казанский «Байтик». Есть городские конференции, где школьники выступают с проектами у доски в классическом варианте: никакой подготовки и никакой сцены. Если Университет Талантов будет приезжать к нам почаще, школьники смогут получить поддержку на реализацию проектов.  

По результатам хакатона в нашей школе выявили очень много талантливых школьников, которых просто не замечают. Они понимают, что талантливы, но не находят места применить свой талант в Бугульме. На проектной сессии бугульминская молодежь увидела, что делает свои проекты не просто так: не ради грамоты или диплома, а ради дальнейшей работы и реализации. Главное в создании проекта — понимать, что его результатом будут пользоваться люди.  

Гульназ Хайруллина,
Медиа Лаборатория Университета Талантов

 

​  Педагог Анастасия Беседина: «В наше время очень важно быть коммуникабельным, смелым, терпеливым и настойчивым»

30 октября 2017

​ Педагог Анастасия Беседина: «В наше время очень важно быть коммуникабельным, смелым, терпеливым и настойчивым»

Профориентация — важный шаг для каждого, кто хочет выбрать профессию по душе еще в школе. Правильно выбрать направление, по которому следует двигаться молодому человеку, может помочь наставник. На проектной сессии «Мой город. Мой талант» в Бугульме педагог дополнительного образования детского подросткового центра №3 «Буревестник» Анастасия Беседина поделилась идеями о том, как улучшить результаты профориентационной работы.  

На проектной сессии мы обсуждали с коллегами проблемные темы: как школьникам избежать трудностей при выборе профессии и поступлении в вуз; что нужно сделать наставникам, чтобы раскрыть таланты и разглядеть профессиональные предпочтения учеников. От всего этого зависит, будут ли в нашей стране успешные, состоявшиеся личности.  

Дети рассказали нам о недостатке информации о профориентации. Многие школьники 9-11 классов (и, в основном, восьмиклассники) еще не определились с будущей профессией. Дети интересовались у меня, как стать успешным в выбранной сфере. Тут, в первую очередь, нужна настойчивость (способность идти к поставленной цели несмотря ни на что), коммуникабельность (умение правильно налаживать связи с нужными людьми в нужной сфере), профессионализм (постоянное обучение, совершенствование навыков) и правильный внешний вид (умение хорошо выглядеть и одеваться по ситуации).  

Я всегда говорю своим ученикам о том, что падать духом не нужно. Важно быть целеустремленными. Я могу лишь направить учеников, подсказать источники информации для саморазвития — все остальное зависит от самих детей. В наше время очень важно быть коммуникабельным, смелым, терпеливым и настойчивым. Нужно развивать эти качества у детей.  

В Бугульме много подростковых центров, но ребята очень загружены в школе. Ученики четвертых и 9-11 классов из-за аттестации просто не успевают заниматься творческой деятельностью. Я замечаю это как педагог дополнительного образования. Мы как наставники отбираем из пришедших к нам детей тех, кто готов работать в определенной сфере, решаем с ними большие задачи и в целом развиваем их.  

В Бугульме не хватает проекта для молодежи — все упирается в финансы. Нет денег — нет поддержки. Выехать в другой город на соревнования или олимпиады проблематично. Нужно искать спонсоров, а найти их в маленьком городе тяжело. Без государственной поддержки в Бугульме все же трудно.  

Для успешной профориентации организации должны предоставлять школьникам возможность прийти на завод или в лабораторию. Все — для того, чтобы увидеть, чем занимаются сотрудники компаний и попробовать себя в той или иной профессии на практике. Когда школьник пройдет несколько предприятий, он поймет, где ему интересно и чем он хотел бы заниматься в будущем.  

Гульназ Хайруллина,
Медиа Лаборатория Университета Талантов

 

«Проблема образовательных учреждений — в отсутствии кооперации»

25 октября 2017

«Проблема образовательных учреждений — в отсутствии кооперации»

Для успешной профориентации необходимо выстроить систему «школа — вуз — предприятие» и четкое взаимодействие ее участников друг с другом. Проектная сессия «Мой город. Мой талант», прошедшая 17 октября в Набережных Челнах, собрала на одной площадке школьников, учителей и сотрудников вузов города, чтобы в совместном диалоге наметить дальнейшие шаги по созданию такой системы. Заместитель директора по воспитательной и социальной работе Набережночелнинского института КФУ Ирина Нургатина рассказала о важности подобных встреч.

Проектная сессия позволила нам сформировать решение — создание общего сайта, своеобразной базы выпускников. С помощью сайта учащиеся смогут найти работодателя, разместить свое портфолио - дипломы, сертификаты, получить информацию об олимпиадах и конкурсах, которые проводят вузы и ссузы.  

Вместе с представителями других образовательных организаций мы убедились в необходимости новых молодежных проектов. Одна из последних идей нашего института — создание центра студенческих инициатив, в котором любой школьник или студент ссуза сможет доработать и реализовать свой проект. На тренингах мы научим их работать с компетенциями, вести проект с правовой и финансовой точек зрения. Думаю, мы будем создавать центр вместе с Университетом Талантов. Он должен стать возможностью для молодых жителей города и ближайших к нему районов учиться в Набережных Челнах и развиваться именно в нашей республике.

Нашему вузу важно встречаться с потенциальными абитуриентами — для позиционирования КФУ и отбора заинтересованных студентов. Учащиеся часто выбирают специальность по совету родителей или друзей. Для нас же важно, чтобы в КФУ поступали абитуриенты, нацеленные на конкретную работу в определенном направлении.

Общая проблема образовательных учреждений — мы работаем порознь. Институции дополнительного образования и высшие школы формируют свою профориентационную работу, задача которой — привлечь абитуриентов лишь к ним. Образовательные организации, по словам Айдара Акмалова, работают ради высоких баллов учеников на ЕГЭ, но не развивают у них необходимых компетенций. При этом дети не всегда понимают, куда отправиться со своим багажом знаний и где его применить. На встрече мы решили скооперироваться с представителями других образовательных организаций и вести совместную работу в Набережных Челнах. Надеемся, что школьники и студенты будут знать, где развить и применить новые компетенции.  

Гульназ Хайруллина,
Медиа лаборатория Университета Талантов

Студент Айнур Шаймарданов: «Важно выступать в роли катализатора для объединения людей»

23 октября 2017

Студент Айнур Шаймарданов: «Важно выступать в роли катализатора для объединения людей»

Чтобы развивать, совершенствовать и в перспективе воплощать свои идеи, молодым людям важно регулярно встречаться с наставниками и экспертами. 17 октября на проектной сессии «Мой город. Мой талант» челнинские школьники и студенты - победители и призеры различных олимпиад и конкурсов узнали о возможностях саморазвития в Университете Талантов, а также получили полезные советы от наставников. Мы пообщались со студентом второго курса Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института КФУ Айнуром Шаймардановым о важности нетворкинга в предпринимательстве и самореализации молодежи в Автограде.  

На проектной сессии «Мой город. Мой талант» я пообщался с наставниками. Было интересно и полезно узнать, как оформить свой проект и избавиться от лишних деталей в нем. Здесь я знакомился с новыми людьми, обменивался с ними контактами — они будут полезны при проектной работе. Мне также хотелось объединить всех присутствующих, и я выступил в роли катализатора общения среди участников.  

Подобные события помогают понять, что нужно молодежи, и стимулируют ее к дальнейшему развитию. Здесь можно отточить свой проект, развить идеи, узнать, в каком направлении двигаться дальше.  

В Набережных Челнах не хватает производственных комплексов. Я заметил это, когда возникли трудности с поиском инвесторов и товара для моего проекта по поставке материала для нетканой одежды (ткань распыляется в виде потока хлопковых нитей из баллончика — Прим. ред.). Материал пришлось заказывать из-за границы, поэтому на поиски поставщика ушел месяц. Если искать товар для узкоспециализированной сферы, возникнут еще большие сложности. Я считаю, что в Набережных Челнах нет достаточной поддержки молодежных инициатив. Например, мне нужны крупные инвесторы, потому что я бы хотел выдвигать этот проект на республиканский, возможно, даже федеральный уровень.  

Гульназ Хайруллина,
Медиа Лаборатория Университета Талантов

 

Вопросы профориентации. Чего не хватает талантливой молодежи Альметьевска для самореализации?

21 октября 2017

Вопросы профориентации. Чего не хватает талантливой молодежи Альметьевска для самореализации?

Что ждет молодежь через 10-15 лет? Как составить свою траекторию развития, найти наставника и место для самореализации? Ответы на эти вопросы попытались найти финалисты олимпиад и конкурсов, наставники, представители предприятий и образовательных учреждений на проектной сессии «Мой город. Мой талант». Она прошла 20 октября в Альметьевске в средней школе №25.

Альметьевск — нефтяная столица Татарстана: здесь начинается крупнейший в мире международный магистральный нефтепровод «Дружба» и работает штаб-квартира «Татнефти». Город, существующий с 1953 года, отличается от других татарстанских моногородов своей инновационностью. Дети учатся в школах, построенных по лучшим западным образцам, а их программы сформированы по принципу полного дня с десятками кружков — от пения до конструкторских лего-классов. Для молодежи в Альметьевске работают технопарк «Кванториум» (такой же есть в Набережных Челнах и Нижнекамске) и конкурс технологических стартапов «Дай 5!». После первого сезона работы конкурса в Сколково Альметьевск признали стартап-столицей России 2017 года.

Созданные администрацией Альметьевска во главе с мэром Айратом Хайруллиным условия позволяют молодежи развиваться в родном городе. Однако, участники проектной сессии говорят, что эта система все же не идеальна. По словам учителя информатики лицея-интерната №1 Данила Нафикова, ученики нуждаются в информационном обеспечении:

  — Дети знают, какие навыки, умения и опыт им нужны, но не знают, где в Альметьевске их приобрести. Кроме того, у педагогов практически нет возможности выезжать с детьми на конкурсные мероприятия и конференции в другие города. Те же проектные олимпиады нам не доступны.

 Во время встречи декан факультета наставников Университета Таланов Лилия Орлова выделила самые популярные тезисы, сформированные участниками предыдущих проектных сессий:

— молодежи нужно научиться самоопределению и видеть возможности для применения таланта;

— нужно проводить профессиональные пробы;

— необходимо проводить тренинги и образовательные сессии для наставников;

— молодежь нуждается в информации о возможностях образования и саморазвития в целом.   

Все перечисленные тенденции характерны и для Альметьевска. При этом, именно в нефтяной столице Татарстана молодежь наиболее уверена в своем выборе: к седьмому классу дети знают, какой профессией хотят овладеть в будущем, и что для этого нужно сделать. Так считает заместитель директора по учебной работе Альметьевского медицинского колледжа Айрат Багаутдинов. Учебное заведение занимается профориентацией. Здесь организовывают дни открытых дверей, где будущим студентам рассказывают о деятельности колледжа, устраивают экскурсии по главным лечебным учреждениям города и дают возможность увидеть, что их ждет в профессии. 

Пока молодежь с высоким потенциалом проходила статусные собеседования с экспертами, училась составлять индивидуальный план развития и ставить цели, участники деловой программы сессии предложили свои варианты решения проблем в сфере поддержки талантов. Среди идей — разработать комплексную программу профориентации с выездами на предприятия, создать методический центр с привлечением специалистов из Республиканского олимпиадного центра и составить доступную базу наставников города, чтобы помочь талантам Альметьевска применить свой потенциал.

Проектная сессия «Мой город. Мой талант» в этом году проходила с 13-го по 20 октября. Участниками события стали: победители и призеры олимпиад и конкурсов, наставники, родители, представители сферы образования и предприятий Елабуги, Набережных Челнов, Бугульмы и Альметьевска — всего более 400 человек. Вместе они обсудили возможности для поддержки и сопровождения талантов в городах, построили индивидуальные траектории развития и сформировали запросы, которые должны помочь уменьшить отток молодежи из родных городов в поисках больших возможностей. Работа по запросам продолжится: в ноябре пройдут семинар «Таланты мира» и республиканский форум «Открытие талантов». 

Карина Иванова,
Медиа лаборатория Университета Талантов

 

Карьера в городе талантливых. Что необходимо для профессионального успеха молодежи Бугульмы?

20 октября 2017

Карьера в городе талантливых. Что необходимо для профессионального успеха молодежи Бугульмы?

Бугульма — третий город в туре проектной сессии «Мой город. Мой талант» Университета Талантов. 19 октября в бугульминской средней школе №4 финалисты олимпиад и конкурсов, наставники, учителя и работодатели собрались вместе, чтобы решить, как дальше поддерживать одаренных детей города.

Бугульма — промышленный, культурный и научный центр республики с населением чуть больше 85 тысяч человек. В 1950 году в городе учредили объединение «Татнефть». Здесь были сконцентрированы управления по разведке и добыче татарстанской нефти, создан научный центр и центр по ее транспортировке. За короткое время население Бугульмы увеличилось почти в четыре раза: с 16 000 человек в 1931 году до 60 980 человек в 1959 году. До конца 1960-х город был вторым по населению и значению в республике после Казани.

В нефтяном городе на юго-востоке Татарстана — большое количество участников, призеров и победителей олимпиад и юных мастеров спорта. Здесь живут и учатся обладательница 300 баллов за ЕГЭ 2017 года Анастасия Золотухина и выпускники Летней молодежной школы «Открытие талантов», продемонстрировавшие высокие результаты на итоговой экспертной защите проектов и ставшие обладателями мер государственной поддержки. Достаточно ли условий для самореализации талантов в городе и как улучшить систему сопровождения молодежи с высоким потенциалом — все это обсудили бугульминские наставники на экспертной сессии. По их словам, в городе катастрофически не хватает условий для работы с одаренными детьми. В Бугульме существуют проблемы с учебным оборудованием, помещениями и профессиональными пробами (их попросту нет), а школьники не знают о возможностях обучения в Татарстане и России (впрочем, тот же вопрос выделили участники проектной сессии в Набережных Челнах). 

— В Бугульме нужно создать площадку, благодаря которой дети смогут в живую, не через видео, получить представление о профессии. Например, прийти в лабораторию или цех, посмотреть, чем занимаются мастера, и попробовать что-то сделать самому. Посетив несколько площадок, ребенок сможет понять, что ему ближе, и чем бы он хотел заниматься в будущем, — рассуждает педагог дополнительного образования детского подросткового центра № 3 «Буревестник» Анастасия Беседина.

Сама же бугульминская молодежь считает, что в городе достаточно узконаправленных площадок для самореализации (новых спорткомплексов, музыкальных и художественных школ), но им не хватает инноваций. 

Ученик 10 класса лицея №2 Александр Дихтяренко, занявший первое место на Летней молодежной школе «Открытие талантов» 2017 в составе команды проекта Watch school, считает, что возможностей для проектной деятельности в городе нет:

В Набережных Челнах есть ИТ–парк, в Казани — тоже. Нам же необходима небольшая площадка для стартапа, мини ИТ–парк, который поддержит идеи и разработки на начальных этапах и поможет упаковать их для передачи на челнинские или казанские инновационные площадки. Такая инновационная площадка будет востребована в Бугульме, потому что тут много талантливых ребят. Мы проводили в школе хакатон и выявили очень много талантливых школьников, которые просто не могут найти место для раскрытия и применения своего потенциала.

По итогам проектной сессии участники сформировали пул запросов. Начав над ними совместную работу, городская администрация и школы могут поднять уровень сопровождения талантливой молодежи и даже уровень благосостояния Бугульмы. Молодые участники сессии имеют много идей о том, как улучшить город, и не спешат его покинуть.
 
Карина Иванова,
Медиа лаборатория Университета Талантов

Наставник Азамат Батыров: «Проблему профориентации выпускников школ можно решить до их поступления в вуз»

19 октября 2017

Наставник Азамат Батыров: «Проблему профориентации выпускников школ можно решить до их поступления в вуз»

17 октября в Набережных Челнах прошла проектная сессия «Мой город. Мой талант». Молодежь и наставники смогли познакомиться с проектами и направлениями Университета Талантов и поделиться мнениями о карьерных возможностях в Автограде. Заместитель директора набережночелнинской школы №25 Азамат Батыров, участвовавший в сессии в роли наставника, поделился своими размышлениями о профессиональных возможностях для молодежи Автограда.

Пообщавшись со школьниками на проектной сессии, мы выяснили, что они не обладают необходимой информацией для поступления в вуз — не знают уровень проходных баллов, требования университета к абитуриентам и перечень предметов, необходимых для сдачи экзаменов. Ученики почти не знают о том, что о востребованных в будущем направлениях можно узнать в «Атласе новых профессий». Отсюда и их неуверенность в будущем трудоустройстве. Проблему профориентации можно решить еще до поступления в вуз, попробовав перспективную профессию на практике в кружках, молодежных центрах, пришкольных и загородных лагерях. 

В Набережных Челнах созданы условия для самореализации. Здесь много молодежных центров, в комплексе «Саулык» работают четыре лагеря — «Звездный», «Крылатый», «Солнечный», «Следопыт» с оздоровительными и профильными сменами. Каждый ребенок может выбрать себе то, что ему интересно. 

Челнинская молодежь занимается проектной деятельностью, и у нее довольно много идей. Однако реализовать их сложно из-за недостаточной финансовой поддержки. Решение этой проблемы позволит удержать одаренных детей в нашем городе.

Как специалист по работе с молодежью, я замечаю, что сейчас школьники и студенты все больше увлекаются творческой деятельностью. Также одно из самых популярных движений в городе — «Форпост»: его участники наблюдают за общественным порядком и занимаются профилактикой правонарушений. Еще наша молодежь увлекается спортом. 

Мы, как наставники, помогаем детям реализовать их идеи, подсказываем, как написать проект и с чего начать работу над ним. Я считаю, что в первую очередь молодого человека нужно поддержать и направить, а главная идея должна исходить от него самого.

Гульназ Хайруллина, 
Медиа Лаборатория Университета Талантов

Новые таланты для старых предприятий. Какие проекты развивает челнинская молодежь?

18 октября 2017

Новые таланты для старых предприятий. Какие проекты развивает челнинская молодежь?

Университет Талантов в рамках проектной сессии «Мой город. Мой талант» вместе с наставниками, работодателями, учителями и родителями продолжает отвечать на вопрос о том, как помочь молодежи реализовать себя в родном городе. Побывав в Елабуге, команда Университета Талантов отправилась в Набережные Челны.

Известность Челнам принесло автомобилестроение, за что их часто называют Автоградом. Предыдущее название — Брежнев — город носил с 1982-го по 1986 гг. по имени Генсека СССР, инициатора строительства завода «КамАЗ». Благодаря предприятию население города выросло с 20 тысяч до полумиллиона человек, что сделало Челны вторым по демографическим и экономическим показателям городом в Татарстане.  

Автомобильный завод придерживается современных технологических трендов. Главный из них — создание беспилотных автомобилей. В этом «КамАЗу» помогает российская компания Cognitive Technologies, запатентовавшая собственные разработки в машинном зрении и робототехнике. Использование этих технологий позволило новым грузовикам распознавать 40 новых дорожных знаков. После 2018 года беспилотные «Камазы» испытают на дорогах общего пользования, а после 2025 они поступят в продажу. Полностью автоматизированные грузовики позволят компаниям сэкономить на логистике, а также предположительно сократят количество аварий благодаря снижению человеческого фактора — невнимательности или усталости водителей.  

Кроме автомобилестроения в городе развита энергетика. Используя силу водных потоков Камы, Нижнекамская гидроэлектростанция ежегодно вырабатывает 2,67 млрд киловатт-час. Мощности станции хватает, чтобы полностью покрыть потребность города в электричестве, включая утренние и вечерние пики потребления. Кроме того, именно благодаря ГЭС в Татарстане тарифы на электроэнергию остаются на приемлемом уровне.  

Развитым предприятиям Набережных Челнов требуется еще больше технических специалистов и проектов, чем в Елабуге. Поэтому КФУ построил в Автограде Инжиниринговый центр. Участники префорума посетили его лаборатории и увидели примеры современных разработок в робототехнике. Одна из них — робот-манипулятор от немецкой компании Kuka Roboter. «Механическая рука» выполняет прямые команды оператора с помощью пульта дистанционного управления и может работать по заранее написанной программе. Она состоит из шести «суставов», что позволяет ей быть подвижной и выполнять сложные сварочные работы или лазерную резку деталей.  

Технологические предприятия города сильно влияют на выбор будущей профессии молодых людей, которые, однако, не теряют желания проявить себя в других сферах. Например, студент инженерно-экономического колледжа КФУ Айнур Шеморданов планирует создать франшизу по продаже нетканной одежды: ткань распыляется в виде потока хлопковых нитей из баллончика. Будущий предприниматель уже разработал бизнес-схему и теперь ищет инвесторов. 11-классник из гимназии №2 им. Мулланура Вахитова Рамис Султанов изучает замкнутые экосистемы, опираясь на принципы исследования австрийского биолога Грегора Менделя. Наполнив стерильный сосуд спорами и семенами растений, школьник оставит их под влиянием солнечных лучей и будет за ними наблюдать. Исследование молодого ученого позволит обнаружить закономерности влияния отдельных факторов окружающей среды на живые организмы.  

По словам участников префорума, в бизнесе и науке требуется помощь наставников. В случае предпринимательства они помогут сформировать группу единомышленников, а в научной сфере — укажут на ошибки в исследованиях. Главная цель наставника - помочь молодым людям найти свое призвание и реализоваться в предпринимательстве, науке, в культурном или техническом творчестве.  

Один из будущих наставников Университета Талантов, заместитель директора средней школы №25 Азамат Батыров отметил две проблемы, которые могут помешать молодежи реализовать себя. Речь идет о нехватке знаний по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в Челнах и дальнейшем трудоустройстве по специальности, а также недостаточном финансировании проектов. При этом Азамат Батыров отметил, что помимо технической и научной сфер, среди молодежи Автограда популярна творческая работа.  

В завершении префорума «Мой город. Мой талант» наставники обозначили еще несколько проблем, мешающих им помочь молодым людям реализовать свой потенциал. Например, школьникам и студентам трудно проходить тренинги по одной программе, поэтому наставники должны по-разному подходить к различным возрастным категориям. Также некоторые молодые люди оказываются психологически зажатыми и не могут активно работать во время тренингов, отчего с ними нужно работать индивидуально.  

Заместитель директора по воспитательной и социальной работе Набережночелнинского института КФУ Ирина Нургатина подвела итоги прошедшего префорума:  

Выездное мероприятие Университета Талантов помогло не только молодежи, но и образовательным организациям города. Вместе с ним мы планируем создать общий сайт, на котором учащиеся Набережных Челнов смогут найти подходящие обучающие программы с возможностью стажировок на предприятиях города.  

Префорум «Мой город. Мой талант» в Набережных Челнах показал значительное влияние промышленной среды на настроение и карьерные приоритеты молодежи. В то же время в Автограде есть запрос на исследовательскую и творческую деятельность среди учащихся, что повторяет тенденцию елабужского префорума. Так же, как и в Елабуге, молодежи не хватает информации о том, как эффективно реализовать себя в родном городе.  

Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов

 

Искусство вместо нефти. О какой карьере мечтает молодежь Елабуги?

16 октября 2017

Искусство вместо нефти. О какой карьере мечтает молодежь Елабуги?

Елабуга стала первым городом в туре передвижной проектной сессии «Мой город. Мой талант». 13 октября на площадке Елабужского института КФУ сессия Университета Талантов объединила молодежь, наставников, учителей  работодателей и родителей, чтобы помочь им найти им общий язык.

Елабуга — небольшой старый город на берегу Камы, в котором, как и в соседних Нижнекамске и Набережных Челнах, экономика строится вокруг предприятий. Елабужский автомобильный завод выпускает тракторы, коммунальную и тяжелую спецтехнику, оборудование для нефтехимической отрасли. Добычей нефти в Елабуге занимается «Прикамнефть» и Елабужское управление буровых работ. Новым этапом в производственном развитии города стало открытие Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Алабуга» в 2006 году. Она находится неподалеку от крупных промышленных городов Татарстана и включает офисы и производства российских и иностранных компаний. Все это помогло ей стать самой продуктивной ОЭЗ в стране.

На заседании кадрового комитета «Иннокама» в рамках проектной сессии компании Елабуги и соседних городов рассказали о стажировках и трудоустройстве. Потенциальных сотрудников нужно привлекать не только высокой зарплатой, но и перспективными разработками. По словам директора по персоналу FordSollers Евгения Скрыпникова, для демонстрации покраски автомобилей предприятие использует очки виртуальной реальности, что позволяют учащимся попасть в недоступные, закрытые цеха. Использование VR-технологий для профориентации стало возможным при поддержке Университета Талантов.

По данным соцопроса студентов КНИТУ-КАИ, большинство респондентов хотят работать в технической сфере в «Газпроме», «Татнефти» и на «КамАЗе». В то же время участники проектной сессии «Мой город. Мой талант» интересуются не только инженерией, робототехникой или физикой, но и пробуют себя в творчестве. Например, девятиклассник из елабужской гимназии №4 Данил Клементьев заявил, что в городе не хватает площадок для музыкальных молодежных вечеров. Другая участница проектной сессии — Рушана Бадретдинова из 9-го класса елабужской школы №10 — считает, что городу нужен ресурсный центр, который поможет елабужской молодежи самореализоваться творчески.

Наставники - участники проектной сессии высказались о необходимости создания единого центра по сопровождению талантливой молодежи в Елабуге, который смог бы собрать всю информацию о возможных стажировках и программах профориентации. Чтобы привлечь к наставничеству учителей, необходимо снизить их нагрузку по бюрократической работе в школах — она отнимает много времени. Для повышения эффективности профориентации ресурсный центр должен стать площадкой взаимодействия учебных заведений и предприятий.

Прошедшая проектная сессия в Елабуге обозначила позиции молодежи, наставников, учителей и работодателей по вопросам не только профориентации, но и по вопросам осуществления поддержки молодежи с высоким потенциалом. Все участники сошлись в том, что для целостного представления о возможностях карьерного роста необходим единый ресурсный центр. Он будет заниматься сбором информации и станет площадкой для диалога с предприятиями и обучения для будущих наставников.

Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов

Одаренная молодежь Татарстана узнает о возможностях и ресурсах для развития и трудоустройства в своем городе

12 октября 2017

Одаренная молодежь Татарстана узнает о возможностях и ресурсах для развития и трудоустройства в своем городе

С 13 по 20 октября в 4 городах Татарстана пройдут проектные сессии Университета Талантов -префорум «Мой город. Мой талант». Участниками префорума в Елабуге, Набережных Челнах, Бугульме и Альметьевске станут финалисты и победители республиканских, всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, их наставники и родители, а также представители предприятий, организаций и администраций районов Татарстана.

Ежегодно в нашей республике около 1200 молодых людей становятся победителями и призерами международных, всероссийских и республиканских олимпиад и конкурсов. Для того, чтобы потенциал таких ребят был реализован, в районах Татарстана создаются различные возможности. Например, в Нижнекамске существует собственная система профориентации, которая из года в год показывает отличные результаты. Представители Чистопольского филиала КНИТУ-КАИ им А.Н. Туполева «Восток» обучаются компетенциям «Наставника 2.0», в рамках образовательных поездок (бенчмаркинг-туров) и обмена опытом посещают Германию. Все это направлено на закрепление талантливых молодых людей в родном городе. Однако, далеко не все талантливые ребята знают о тех возможностях, которые существуют в их районе.

Университет Талантов помогает талантливой молодежи определиться со своим будущем и для этого проводит проектную сессию «Мой город. Мой талант». За три года 14 000 одаренных и талантливых детей и молодежи уже узнали о возможностях самореализации и применения своего потенциала более чем в 14 районах Татарстана.

Цель префорума «Мой город. Мой талант» - показать возможности и ресурсы районов Татарстана для развития и трудоустройства молодежи. Участники проектных сессий обсудят следующие вопросы:

  • какие навыки будут нужны молодежи для трудоустройства через 5-10 лет

  • где молодому человеку найти наставника

  • что могут предложить в центрах творчества и общественных организациях для молодежи

  • как реализовать свой проект

  • какие профессии сейчас востребованы, и на что ориентироваться в будущем

  • куда пойти учиться

  • где пройти стажировки или профпробы

  • куда пойти работать после вуза, ссуза

В этом году одна из задач префорума «Мой город. Мой талант» – создание системы сопровождения, которая синхронизирует действия образовательных организаций, администрации района, наставников и работодателей.

Программа префорума «Мой город. Мой талант»

Для одаренных и талантливых детей и молодежи:

  • Презентация программы поддержки Университета Талантов;

  • Создание индивидуального плана развития с учетом возможностей района.

Для наставников:

  • Образовательная сессия Курса «Управление продюсированием талантов» (наставнические методики сопровождения одаренных и талантливых детей и молодежи).

Для администрации района, работодателей и представителей образования:

  • Мониторинг муниципальной системы работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью;

  • Предложения для совершенствования муниципальной системы работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью.

Для родителей:

  • Образовательный модуль по наставническим компетенциям.

Для каждого муниципального района программа префорума формируется индивидуально, с учетом его инфраструктуры и потребностей.

Результаты передвижной выставки «Мой город. Мой талант» «Минем шәһәрем. Минем сәләтем» были рассмотрены в Набережночелнинском государственном педагогическом университете

23 июня 2016

Результаты передвижной выставки «Мой город. Мой талант» «Минем шәһәрем. Минем сәләтем» были рассмотрены в Набережночелнинском государственном педагогическом университете

23 июня 2016 г. в Набережночелнинском государственном педагогическом университете на совещании с представителями муниципальных районов Республики Татарстан были подведены итоги передвижной выставки «Мой город. Мой талант» «Минем шәһәрем. Минем сәләтем», прошедшей в 12 городах и районах республики. Исполнительный директор АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» Айдар Акмалов рассказал об основных результатах выставки. Ее участниками из числа молодежи стали 4097 человек. В каждом городе были организованы экспозиции от местных предприятий и организаций, предпринимательского сообщества, экспертов. Кроме того, в города Татарстана выезжали представители ведущих республиканских проектов и компаний – партнеры Университета Талантов. В их числе – представители Технопарка «Идея», ОАО «Сетевая компания», организаторы конкурса «Эврика», представители гранта Правительства Республики Татарстан «Алгарыш».

Для молодежи – участников выставки – был организован поисковый квест. В ходе него молодые люди в командах могли познакомиться с проблемами и задачами родной территории и предприятий, которые на ней размещены. Ребята вырабатывали и предлагали свои идеи для их решения, делились ими с экспертами и наставниками.

Отличительной чертой передвижной выставки «Мой город. Мой талант» «Минем шәһәрем. Минем сәләтем» в 2016 г. стало проведение кастингов в проекты и конкурсы Государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы». Отборы проводились среди молодежи в проекты «Генеральный конструктор», «Предпринимательские игры», «Кооперация талантов», «Чемпионат научных состязаний». Среди взрослых – в Олимпиаду наставников, в число соорганизаторов площадок неформального образования «Тренинг класс», а также инициативные группы родителей, готовых развивать деятельность Лаборатории родительского образования.

Сопредседатель Научно-экспертного совета Госпрограммы Сергей Сергеевич Гиль отметил важность всех кастингов, поскольку республиканское сообщество находится в постоянном взаимодействии с ведущими российскими и международными проектами в развитии и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи. Обращаясь к участникам совещания, Сергей Гиль указал, что «Вы сейчас участвуете в работе пула событий Университета Талантов, мы ищем лучшие практики по стране и миру для применения здесь, в Татарстане. Мы совместно с коллегами анализируем технологические, управленческие реалии в теме развития талантов. Само появление проектных олимпиад «Генеральный конструктор», «Предпринимательские игры» говорит о том, что у детей очень мало площадок для развития своих решений, предложений».

Участник передвижной выставки Андрей Иванов, ученик 7-го класса Бугульминской школы, поделился своими эмоциями и впечатлениями. «Для меня это было очень увлекательное событие. Мне рассказали о возможность для развития своего таланта в родном городе. Я узнал много нового, о чем раньше не догадывался. Хорошо, что выставка была в нашем городе. Многие мои одноклассники также заинтересовались Университетом Талантов.»

По итогам выставки 291 молодой человек из 12 городов республики получили путевку в Летнюю молодежную школу «Открытие талантов», которая состоится с 21 по 28 августа 2016 г. в Набережных Челнах.

Итоги передвижной выставки "Мой город. Мой талант" "Минем шәһәрем. Минем сәләтем"

20 июня 2016

Итоги передвижной выставки "Мой город. Мой талант" "Минем шәһәрем. Минем сәләтем"

  • «Мой город. Мой талант» – это выставочная площадка государственной программы «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015-2020 гг.» (далее – Госпрограмма), где представлены возможности и ресурсы для развития и продвижения талантов каждого молодого человека на территории Республики Татарстан.
  • С 18 мая по 16 июня 2016 г. состоялся II этап реализации данного мероприятия Госпрограммы в формате передвижной выставки «Мой город. Мой талант» с посещением 12 городов Республики Татарстан: Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Чистополь, Актаныш, Азнакаево, Бугульма, Зеленодольск, Арск, Менделеевск, Агрыз.

Выставка включала в себя следующие программы:

Экспозиционную (участниками стали 181 экспонент):

- принимающие территории представили свои компании, предприятия, программы и проекты, полезные для развития талантливой молодежи;

Деловую (в работе приняли участие 222 эксперта):

- для руководителей МСУ, образовательных учреждений и экспертов, где в неформальном диалоге обсуждались вопросы поддержки талантливой молодежи и собственно;

Молодежную (самыми активными участниками стали 4097 детей и молодых людей):

- поисковый квест, в ходе которого ребята познакомились с возможностями новых олимпиад и конкурсов Госпрограммы.

Компонентами выставки стали:

  • ЭКСПО – выставка предприятий и организаций муниципалитетов, на которой экспоненты не просто рассказывают ребятам о возможностях и перспективах трудоустройства, но и задают проблематику, которую участники отражали в своих проектах;
  • «Мировое кафе» – заседание местного Научно-экспертного совета Госпрограммы, где в ходе неформального общения обсуждались вопросы реализации Госпрограммы;
  • Кастинги для детей и молодежи - площадки доработки и «упаковки» проектных идей и знакомства с новым форматом олимпиад, с возможностью пройти в них кастинг и получить путевку в Летнюю молодежную школу «Открытие Талантов» (МШТ);
  • Кастинги для наставников и экспертов - площадки работы с молодыми педагогами, родителями и талантливыми наставниками;
  • «Аукцион идей» - самая важная площадка выставки «Мой город. Мой талант». Ребята презентовали проекты по заданной экспонентами проблематике, а экспертный совет проводил оценку и давал обратную связь. Авторы лучших идей получили уникальную возможность попасть на МШТ;
  • Социологическое интервью – интервью для участников с наивысшим потенциалом с возможностью прохождения в HIPO–акселератор.
  • Организационная группа, обеспечивающая реализацию мероприятия:
  • Количество человек – оргкомитет реализации мероприятия – 7 человек;
  • Количество молодых людей – стажеров из г. Казани –15 человек;
  • Количество молодых людей – стажеров с территорий, проводящих квест-экскурсию для участников выставки (обученных оргкомитетом) – 180 человек.
  • Приведем некоторые выводы передвижной выставки «Мой город. Мой талант» / «Минем шәһәрем. Минем сәләтем»:
  • Результаты проектного творчества и проектного взаимодействия показали, что у детей и взрослых идет расхождение в понимании значимости сфер, например, взрослые предлагают ребятам на размышление проекты, связанные с наукой и техникой, но участники отдают предпочтение проектам из сфер социального творчества, культуры и искусства;
  • Ключевыми темами кандидатов в Летнюю молодежную школу «Открытие талантов» (#МШТ) стали: экологические вопросы, переработка мусора, облагораживание парков и скверов, создание приютов для животных, открытие театров и создание музеев;
  • Важное наблюдение – предприятия готовы становиться партнерами Госпрограммы. Ведущими партнерами в организации ЭКСПО выступили молодежные активы предприятий Республики Татарстан: «Сетевая компания», «Казанский вертолетный завод», «Форд Соллерс», «КАМАЗ» и многие другие – они активно подключают своих экспертов и готовы к совместному проектированию решений для их индивидуальных производственных задач.

Помимо этого, «КамАЗ» выделил грузовой трейлер, на котором перевозились мобильные выставочные конструкции во время выставки, а «Форд Соллерс» обеспечил транспортировку проектной команды передвижной выставки, выделив микроавтобус марки «Форд».