Бугульма — третий город в туре проектной сессии «Мой город. Мой талант» Университета Талантов. 19 октября в бугульминской средней школе №4 финалисты олимпиад и конкурсов, наставники, учителя и работодатели собрались вместе, чтобы решить, как дальше поддерживать одаренных детей города.
Бугульма — промышленный, культурный и научный центр республики с населением чуть больше 85 тысяч человек. В 1950 году в городе учредили объединение «Татнефть». Здесь были сконцентрированы управления по разведке и добыче татарстанской нефти, создан научный центр и центр по ее транспортировке. За короткое время население Бугульмы увеличилось почти в четыре раза: с 16 000 человек в 1931 году до 60 980 человек в 1959 году. До конца 1960-х город был вторым по населению и значению в республике после Казани.
В нефтяном городе на юго-востоке Татарстана — большое количество участников, призеров и победителей олимпиад и юных мастеров спорта. Здесь живут и учатся обладательница 300 баллов за ЕГЭ 2017 года Анастасия Золотухина и выпускники Летней молодежной школы «Открытие талантов», продемонстрировавшие высокие результаты на итоговой экспертной защите проектов и ставшие обладателями мер государственной поддержки. Достаточно ли условий для самореализации талантов в городе и как улучшить систему сопровождения молодежи с высоким потенциалом — все это обсудили бугульминские наставники на экспертной сессии. По их словам, в городе катастрофически не хватает условий для работы с одаренными детьми. В Бугульме существуют проблемы с учебным оборудованием, помещениями и профессиональными пробами (их попросту нет), а школьники не знают о возможностях обучения в Татарстане и России (впрочем, тот же вопрос выделили участники проектной сессии в Набережных Челнах).
— В Бугульме нужно создать площадку, благодаря которой дети смогут в живую, не через видео, получить представление о профессии. Например, прийти в лабораторию или цех, посмотреть, чем занимаются мастера, и попробовать что-то сделать самому. Посетив несколько площадок, ребенок сможет понять, что ему ближе, и чем бы он хотел заниматься в будущем, — рассуждает педагог дополнительного образования детского подросткового центра № 3 «Буревестник» Анастасия Беседина.
Сама же бугульминская молодежь считает, что в городе достаточно узконаправленных площадок для самореализации (новых спорткомплексов, музыкальных и художественных школ), но им не хватает инноваций.
Ученик 10 класса лицея №2 Александр Дихтяренко, занявший первое место на Летней молодежной школе «Открытие талантов» 2017 в составе команды проекта Watch school, считает, что возможностей для проектной деятельности в городе нет:
— В Набережных Челнах есть ИТ–парк, в Казани — тоже. Нам же необходима небольшая площадка для стартапа, мини ИТ–парк, который поддержит идеи и разработки на начальных этапах и поможет упаковать их для передачи на челнинские или казанские инновационные площадки. Такая инновационная площадка будет востребована в Бугульме, потому что тут много талантливых ребят. Мы проводили в школе хакатон и выявили очень много талантливых школьников, которые просто не могут найти место для раскрытия и применения своего потенциала.
По итогам проектной сессии участники сформировали пул запросов. Начав над ними совместную работу, городская администрация и школы могут поднять уровень сопровождения талантливой молодежи и даже уровень благосостояния Бугульмы. Молодые участники сессии имеют много идей о том, как улучшить город, и не спешат его покинуть.
Карина Иванова,
Медиа лаборатория Университета Талантов