DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Анализ рынков будущего, профпробы, встречи с успешными предпринимателями: школьники и студенты Татарстана приняли участие в профориентационном форуме

Анализ рынков будущего, профпробы, встречи с успешными предпринимателями: школьники и студенты Татарстана приняли участие в профориентационном форуме

Перед каждым молодым человеком стоит вопрос выбора: как реализовать себя в профессиональной сфере и достичь успеха, а главное – найти то, что будет приносить удовольствие. Определиться с будущей профессией после школы достаточно сложно, ведь нужно иметь представление, чем занимаются в той или иной сфере, какие навыки и компетенции необходимы для продуктивной работы. У школьников и студентов Татарстана есть множество возможностей узнать больше об интересующих профессиях – пройти профессиональные тестирования и пробы, а также пообщаться с работодателями на мероприятиях.

С 14 по 15 декабря на базе филиала Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (КИУ) в Набережных Челнах состоялся профориентационный форум «Территория успеха», организованный Региональным молодежным центром профессиональной ориентации, карьеры и бизнеса. Участниками первого дня форума стали студенты из Набережных Челнов, Заинска, Мензелинска и Нижнекамска. Участниками второго дня форума стали школьники из Набережных Челнов, Елабуги и Нижнекамска.

Проектную сессию «Набережные Челны – молодежный город будущего» для студентов провели Светлана Туктамышева и Полина Бикбулатова соучредители образовательного проекта «Мастерская #Навыки_Будущего». Студенты поделились на команды и выбрали близкую себе сферу деятельности: государственное управление, IT-сфера, промышленное производство, образование, здравоохранение, предпринимательство, медиа и развлечения. Каждая команда анализировала, какой вклад вносит сфера в развитие городов. Также на сессии состоялась стратегическая игра «Стратегия – 2030», в рамках которой участники обсуждали, какие профессиональные действия помогут им развиваться.

Во второй части проектной сессии участники анализировали рынки будущего национальной технологической инициативы Агентства стратегических инициатив. Для этого они искали в Интернете информацию о профессиях, которые будут востребованы в будущем, перерабатывали ее и делились друг с другом. Также студенты придумали идеи проектов, которые могут быть реализованы с помощью технологий будущего: 3D-принтер, печатающий здоровую пищу, нейро-компьютер, здоровый сканер (заживляет травмы, улучшает зрение и слух). Каждый мог «инвестировать» в проект другого участника и оценивать задумки друг друга. По итогам сессии участники поделились, что им было полезно проработать умение креативно мыслить и представлять свой продукт.

Светлана Туктамышева считает, что такие сессии необходимо проводить для широкого круга людей:

– В первой половине сессии мы работали над двумя задачами: факторы, влияющие на то, чтобы молодежь оставалась в Набережных Челнах и связывала с этим городом свое будущее, а также разработка бренда города. Считаю, что подобные сессии стоит проводить с разными категориями горожан – не только со студентами, но и с предпринимателями, представителями производства, сфер образования и здравоохранения.

Полина Бикбулатова рассказала об итогах проектной сессии:

– Во второй части сессии мы провели деловую игру «Рынки и профессии будущего», которая связана с новыми вызовами цифровой технологической экономики. Мы с участниками обсуждали, что перед нашей страной стоит глобальная задача: научиться создавать технологические ниши рынка, чтобы стать мировыми лидерами в этой области. Студенты анализировали новую для себя информацию о рынках будущего, придумали прототипы продуктов будущего, решающие проблемы людей, обменялись мнениями и получили обратную связь – это предпринимательский трек. Есть занятие и для тех, кто хочет строить карьеру, работая по найму – тут участники работают с Атласом новых профессий, также изучают рынки будущего и пытаются понять, как и где смогут применить собственные знания и навыки.

Также участники познакомились с компетенциями WorldSkills – направлениями, в которых можно принять участие в Чемпионате рабочих профессий: туризм, предпринимательство, дошкольное образование, мехатроника, ремонт и обслуживание автомобилей, организация экскурсионных услуг. Студентка КИУ им. В. Г. Тимирясова Карина Халеева, победительница Европейского чемпионата WorldSkills в Будапеште, поделилась своим опытом участия в WorldSkills по компетенции «Предпринимательство». Она рассказала, что участники чемпионата – будущие предприниматели представляли свои бизнес-планы на суд жюри в парах.

– Все зависит от команды: даже если бизнес-идея не очень сильная, на Чемпионате важно показать, почему вы делаете проект совместно, как дополняете друг друга в работе, – подчеркнула Карина Халеева. Она посоветовала участникам использовать методику для создания бизнес-идеи: в подробностях расписать каждому свои умения, (любые профессиональные знания и навыки, которые могут пригодиться), любимые занятия и оценить потенциал рынка (то, что будет востребовано на рынке в данный момент). То, что окажется на пересечении этих трех списков, может быть хорошей бизнес-идеей.

О компетенции «Преподавание в младшей школе» участникам рассказали студентки Набережночелнинского педагогического колледжа. Они показали видео с ситуацией сборов родителей и ребенка в первый класс, проанализировали поведение героев, а также рассказали, как готовиться к урокам с учениками младших классов.

Также для участников состоялась игра «Карьера-Старт», организованная Центром занятости населения (г. Набережные Челны). Студенты узнали, как составить резюме и пройти собеседование. В игре были представлены разные специальности от организаций «Татнефть», «Челны-Бройлер»: инженер-технолог, экономист, специалист по пиар-коммуникациям, слесарь, SMM-специалист. Студенты общались с работодателями, узнавали, какие компетенции нужно развивать, чтобы достичь успеха, в процессе игры «работали» и получали «повышения» – когда представители компаний видели, что именно такие сотрудники будут нужны им в будущем.

Алсу Ибрагимова, студентка 4 курса Набережночелнинского педагогического колледжа, рассказала, как знания, полученные на игре «Карьера-Старт», помогут ей в карьерном росте:

– Нам рассказали, как правильно заполнить резюме и пройти собеседование при приеме на работу. Поначалу было волнительно общаться с работодателями, но в процессе общения стало легче, было интересно узнавать о профессии, в игре я даже стала директором по специальности инженер-сметчик в «Челны-бройлер»! Мне был очень полезен совет, который дали работодатели: важно демонстрировать свою заинтересованность в работе, выстраивать хорошие отношения с начальством, иначе продвижения по карьерной лестнице может не быть. Мы получили представление о том, как происходит процесс трудоустройства. Я планирую продолжить свое образование по направлению «дошкольное образование» в одном из педагогических университетов республики и работать в детском саду. Хочу стать директором детского сада!

Во второй день форума школьники прошли профессиональные пробы по разным профессиям: криминалист, психолог, журналист, кредитный эксперт, менеджер, медицинский работник, учитель музыки, переводчик и другие.

Студенты КИУ им. В. Г. Тимирясова провели пробы по профессии «психолог». Школьникам нужно было нарисовать таблички-вывески со своими именами, а потом оценить рисунки друг друга. «Главный метод психологии – не тестирование, а наблюдение. Однако нужно быть аккуратным при подборе формулировок», – подчеркнули организаторы профпроб. Участники вместе проанализировали, что говорит о каждом его рисунок.

О компетенции WorldSkills «Преподавание музыки в школе» ребятам рассказали студентки Набережночелнинского педагогического колледжа. Они поделились со школьниками понятием body percussion – это «звучащие» жесты, например, хлопки, топот, щелчки. Также участники профпробы сыграли на шумовых музыкальных инструментах: бубнах, маракасах, трещотках.

Была проведена квест-игра на юридическую тематику: три команды школьников искали «следы преступления». После этого ребята на основе улик воссоздали ситуацию и определили, как было совершено «преступление». Участники изучили главы Уголовного кодекса РФ, и каждая команда представила свою версию произошедшего.

Школьники получили возможность пройти профессиональное тестирование, которое проводилось по трем направлениям:

– те, кто не определился с будущим направлением деятельности;

– те, кто определился с профилем поступления в вуз/ссуз;

– те, кто определился с направлением (работа с людьми, работа с техникой и т.д)

Каждый желающий мог пройти тестирование за компьютером в специальной системе и и оставить организаторам свои контактные данные. Психологи Регионального молодежного центра профессиональной ориентации, карьеры и бизнеса в течение двух недель обработают информацию и напишут рекомендации каждому участнику: какие навыки и компетенции необходимо развивать в себе, какие направления деятельности подойдут школьнику.

Еще одно мероприятие форума – встреча с предпринимателями «История успеха». Руководитель школы разговорного английского языка «Big Apple» Дмитрий Кокшаров и руководитель компании «Тендергрупп» Радик Галиев поделились с ребятами своим опытом и посоветовали участникам развивать навыки общения, ведь умение найти с людьми общий язык – важный ключ к успеху бизнеса.

Арина Шикина, ученица 9 класса школы № 34 (г. Набережные Челны), рассказала, чем была для нее полезна встреча с предпринимателями:

– Такая встреча – прекрасная возможность пообщаться и задать вопросы людям с большим опытом в сфере бизнеса. Я хочу стать предпринимателем, думаю, у меня будет бизнес по производству мебели в Набережных Челнах. Мне было интересно пообщаться со спикерами, узнать о внутренней стороне ведения бизнеса, их личном опыте: для меня встреча прошла на одном дыхании!

Участник профпроб Владислав Трофименко, ученик 9 класса школы № 46 (г. Набережные Челны), в будущем видит себя в полиции:

– На форуме я прошел профессиональное тестирование, проблема выбора профессии для меня сейчас актуальна. Прошел профпробы по специальности «Криминалистика»: нам рассказали о профессии, о том, какие навыки и знания необходимы, какое образование нужно получить, чтобы стать профессиональным криминалистом. Мне было интересно: в будущем я хочу работать в полиции, а криминалист – смежная профессия, и мне придется сталкиваться с этим направлением.

В завершение второго дня форума прошел мастер-класс для родителей «Успешный ребенок». Мария Тихонова, сотрудник Регионального молодежного центра профессиональной ориентации, карьеры и бизнеса, поделилась с родителями важной мыслью: лучшее, что может сделать родитель для своего ребенка – принять его таким, какой он есть. Безусловно любить, при этом не строить ожиданий; быть внимательным к желаниям сына или дочери. С подростками очень важно выстроить доверительные отношения, стать им старшим товарищем. Еще один важный момент – обратить внимание на мотивацию ребенка, сопоставить ее с интеллектом и личностью, например, сможет ли ребенок, который хочет стать предпринимателем, достичь этого? Не стоит бояться обсуждать свои чувства с детьми, говорить им о последствиях тех или иных поступков.

– В отношениях с детьми важно слушать и слышать их. Поставьте себя на их место: вы бы хотели, чтобы из вас «вылепливали» то, кем вы не являетесь? Не нужно навязывать ребенку решения, важно оставить ему свободу выбора, – подвела итог Мария Тихонова.

Фоторепортаж

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов