Рубрика «Истории успеха» с талантливыми татарстанцами продолжается. На этот раз мы пообщались с золотым медалистом Международной олимпиады школьников по химии, двукратным золотым медалистом Менделеевской международной олимпиады, трехкратным победителем Всероссийской олимпиады школьников по химии ‒ Булатом Курамшиным. Сейчас Булат учится на 1 курсе Химического института им. А.М. Бутлерова Казанского (Приволжского) федерального университета. Он рассказал нам, как увлекся наукой, и где собирается применять свой талант.
- В ноябре ты был в Якутии, что это была за поездка?
- Для меня это довольно интересная история. Трижды я принимал участие в Международной олимпиаде по химии, среди участников которой представители различных субъектов РФ и стран. Там я занимал призовые места, а этой зимой ездил уже учить якутских детей.
- Это специальная программа?
- В Якутии есть такая традиция. Три раза в год они собирают своих олимпиадников на «сборы» и приглашают преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга, и вот, например, меня – из Казани.
- А ты действительно преподаешь или это твой первый опыт в качестве педагога?
- Я преподаю в лицее № 131, из которого выпустился год назад (смеется). Там веду кружок по химии, готовлю учеников к олимпиадам. Сегодня у меня с ними занятия.
- Обычно преподают аспиранты и магистранты, а ты – выпускник школы, и тебе всего 17 лет, но ты уже преподаватель. Как так получилось?
- Не вижу в этом ничего странного. Те, кто прошли через олимпиады в школьное время, знают немного больше остальных, и могут рассказать об этом другим.
- Многим ли детям не хватает знаний, которых дают в школе?
- Да, многим, но получат ли дети необходимые им знания, зависит от многих факторов. Например, всегда есть процент людей, которые знают немного больше остальных. Главная причина этого - интерес к развитию самого человека.
В школе, например, есть ученики, которые интересуются работотехни
кой, углубленным изучением химии или увлекаются переводом произведений Шекспира. Конечно, такой повышенный интерес зависит и от направления учебного заведения и от его руководства. У нас, например, физико-математический-лицей, поэтому многие ученики увлекаются именно перечисленными выше предметами. Кроме того, на углубленное изучение химией оказывает влияние и директор лицея - Альфия Блигвардовна Хабибулина. По образованию она химик.
- Это она повлияла на твой интерес к химии? Как сложилась твоя история с этим предметом?
- Меня разозлила моя первая тройка по химии (смеется). Я получил её в восьмом классе по контрольной работе. Меня это подстегнуло. Я начал усерднее готовиться по учебникам, хорошо писал контрольные и участвовал в школьных олимпиадах. Кстати, я когда-то занимался в кружке по химии, решал задачи повышенной сложности. Благодаря этому опыту я трижды выигрывал Всероссийскую школьную олимпиаду.
- До участия в Международной олимпиаде ты, наверное, прошел внушительный путь?
- Сначала я выиграл Всероссийскую олимпиаду, но это, как оказалось, не всё (смеется). Я также прошел и внутреннюю олимпиаду: 20 победителей собрали на химическом факультете МГУ, где нас готовили и проверяли. В итоге на Международном уровне от России было четверо участников.
- Победа в международной олимпиаде открыла перед тобой множество дверей. Почему ты все же решил поступать в Казанский федеральный университет?
- Весь 11-ый класс я колебался между МГУ и КФУ. В итоге остановился на Казанском федеральном и не жалею об этом. Хотя учеба в Москве сильно ценится, у моей жизни в Казани много плюсов. Я остался дома и не думаю о бытовых проблемах. А это важно, потому что я не отвлекаюсь от учебы, науки и преподавания.
- Тебе легко дается химия или ты каждый раз пробираешься «через тернии к звездам»?
- Химия очень разная. Есть органическая, неорганическая и физическая химия. Я люблю физическую, потому что мне всегда легко давалась математика, а тут нужно много считать и решать формул. С органической химией сложнее, надо много запоминать. А в университете мне легко, потому что тут идет специализация в узкой области и не нужно знать всю химию.
- Ты бы не хотел провести свое исследование? Может у тебя уже есть идеи?
- Пока нет, сейчас я просто изучаю химию. Я уже знаю материал за первый курс и за половину второго. Благодаря этому сейчас у меня больше свободного времени, чем у других студентов. И я уделяю это время занятиям со школьниками. Мне нравится с ними работать. Также я занимаюсь научной деятельностью в лаборатории, ставлю эксперименты и нарабатываю навыки.
- А как относятся преподаватели к твоей успеваемости? Разрешают не посещать пары?
- В КФУ меня поддерживают. Преподаватели лояльны. Первую сессию я закрыл на «отлично».
- Какие планы на будущее?
- После окончания университета собираюсь заниматься научной работой. Поступлю в аспирантуру и буду защищать диссертацию. Точно могу сказать, что буду преподавать в школе, потому что считаю, что закладывать базу знаний важно именно со школы. Главное - чтобы в это время рядом был хороший учитель и наставник.
- А у тебя был наставник? Кто поддерживал тебя в начинаниях?
- Конечно, меня поддерживали родители. А в школе помогали всегда два учителя химии: Альфия Блигвардовна Хабибулина – директор нашего лицея, она ведет кружок по химии, и учитель химии ‒ Эльфия Рустямовна Сафонова, она направила меня в нужное русло, когда я еще только начинал изучать этот предмет.
- А ты бы хотел стать наставником для кого-то, помочь кому-то продвинуться в жизни?
- Думаю, ученики, с которыми я занимаюсь после уроков, уже находятся под моей опекой (улыбается). Они задают мне вопросы об олимпиадах, интересуются многими вопросами по химии.
- Есть ли у тебя свои принципы преподавания?
- С учениками я разговариваю на одном языке. Сначала говорю что-то «заумно-химическое», потом разъясняю все простыми словами. Ведь главное достоинство любого преподавателя – умение говорить сложные вещи просто и доступно.
- Хочется ли тебе принести пользу для общества?
- Моя польза будет заключаться в преподавании. Мне в науке интересна сама наука, а не польза для производства заводов, например. Мне интереснее чистая фундаментальная наука.
- Тебя вдохновляет химия?
- Иногда мне кажется, что она не логична, тогда я просто должен отдохнуть (смеется). Чаще я чувствую, что она идеальна! (восхищенно) Химия красива, но не когда она на бумаге, а в реакциях, в опытах.
- А интересует тебя что-то кроме нее?
- Я читаю художественную литературу. Мне нравятся исторические романы Валентина Пикуля. Например, «На задворках Великой империи».
- На твой взгляд, есть ли проблемы в образовании?
- ЕГЭ – вот проблема. Только по математике можно определить уровень знаний путем государственного экзамена: там есть сложные и легкие задачи. ЕГЭ по химии вызывает сложности, потому что школьная химия отношения к реальности никакого не имеет. А всё потому, что в школах не говорят об исключениях и сильно упрощают дисциплину.
- Думаешь в школе нужно давать сразу всю кипу правил и исключений?
- На кружке по химии я говорю своим ученикам, что есть множество исключений и есть дополнения к каждым правилам и стандартам, чтобы, поступив в университет, они не приходили в ужас от новых дополнений. Также важно интересно «подавать» темы, а не готовить параграфы по учебникам и задавать его же на домашнее изучение. В моей системе мира учитель должен давать дополнительные знания, завлекать детей в науку. Например, можно рассказать, какие химические свойства могут быть полезны людям в быту.
- Считаешь ли ты себя успешным человеком?
- Я считаю, что успешно закончил школу. Теперь хочется достичь успеха в университете и научной деятельности. Ученики, которых я готовил, хорошо написали предметную школьную олимпиаду – это тоже для меня показатель успех. Чтобы чего-то достичь, нужно быть усердным и старательным. Это один из элементов любого рецепта успеха.
Беседовала Анастасия Иванова,
корреспондент Медиа лаборатории Университета Талантов