Лучшие умы мира (исследователи из Татарстана — не исключение) работают над созданием вечного двигателя, который позволит устройствам функционировать в режиме нон-стоп и не затрачивать при этом какие-либо энергоресурсы. Тем временем, ученик 10 класса казанской гимназии №7 Искандер Рысаев получил высшую оценку за работу «Почти вечный двигатель» в номинации «Модели перспективных транспортных средств и их узлов» на всероссийском конкурсе молодежных исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего». Университет Талантов поговорил с ним о том, как зарождался этот проект и какую работу над ним Искандеру еще предстоит проделать.
— Искандер, расскажи, как у тебя появилась идея этого проекта?
Меня зацепила возможность создания вечного двигателя. Для начала я подумал создать «почти вечный двигатель», имеющий большой ресурс, минимальные потери энергии при работе, а также не использующий для питания ни один энергетический источник на Земле.
— Каким образом работает «почти вечный двигатель»?
Определяясь с устройством экспериментального образца двигателя, я не стал изобретать велосипед и выбрал уже известную и, на мой взгляд, наиболее подходящую для поставленной цели конструкцию — «мендосинский мотор» или бесколлекторный магнитно-левитационный солнечный электродвигатель. Его в 1994 году изобрел американский конструктор и популяризатор науки Ларри Спринг в округе Мендосино штата Калифорния.
Мой двигатель состоит из ротора (подвижная часть) и статора (неподвижная часть).
Солнечная панель преобразует световую энергию в электрическую: когда на нее падает свет, она генерирует ток, который течет по подключенной к панели обмотке и создает вокруг нее электромагнитное поле. Оно, в свою очередь, взаимодействует с магнитным полем постоянного магнита статора. Под действием силы Ампера ротор поворачивается на определенное количество градусов. Благодаря этому наиболее освещенной становится следующая панель, и, следовательно, ток начинает течь по другой обмотке — ротор поворачивается снова. При повороте ротора на 180 градусов происходит переполюсовка, ток в обмотке меняет направление. Описанный выше процесс приводит ротор в непрерывное вращение и повторяется, пока свет падает на панели.
— Кто был твоим наставником и помогал в реализации проекта?
Мой руководитель — Марат Хиалиевич Шабаев, учитель физики в нашей школе. Со сборкой немного помогал папа.
— Твой проект уже завершен или требует доработки?
Идей по доработке проекта много. Основная — убрать боковую опору двигателя, добившись полной левитации ротора — то есть состояния, при котором объект словно парит в воздухе, и трение происходит только о воздух. С существующей конструкцией это невозможно, что и было доказано в ходе работы, поэтому требуется доработка.
— Есть ли спонсоры, которые поддерживают твою проектную работу?
Нет, все исследования я проводил за свой счет. Сторонней поддержки у меня нет.
— Задумываешься ли ты о новых проектах? Что это может быть?
Я хочу провести исследование, но с его предметом пока не определился — ведь для начала нужно усовершенствовать двигатель.
Ирина Коптева,
Медиа Лаборатория Университета Талантов