Общение, учеба, поиск себя
Стать студентом Университета Талантов можно с 12 лет. В этом возрасте многим трудно совмещать личностный рост, хорошую учебу и общение со сверстниками. К тому же, высокая нагрузка может лишить ребенка мотивации делать вообще что-либо - мы писали об этом в одном из прошлых наших материалов. Мы в Университете Талантов хотим, чтобы каждый талантливый ребенок республики раскрыл весь свой потенциал, поэтому работаем не только с навыками, но и с надпредметными компетенциями наших студентов. В этом материале мы хотим поделиться своим опытом и рассказать, что именно помогает талантливому ребенку учиться в школе, занимать места на олимпиадах и при этом не выпадать из процесса социализации.
Проектная деятельность
Обучение в Университете Талантов предполагает большой объем работы над проектами. Проектная деятельность развивает сразу две компетенции, которые мы считаем прорывными: когнитивность и управление проектом под результат. Ребенок учится распределять свое время и приоритетность задач, учитывать множество нюансов, а также работать с большими объемами информации. Последний навык, к слову, дает возможность разбираться в разных темах, что зачастую помогает поддержать разговор в общении со сверстниками.
Работа с наставником
Для молодого человека сложно самостоятельно ориентироваться в профессиональном поле, поэтому ему нужна поддержка более опытного и взрослого товарища. В Университете Талантов это - педагоги, социальные работники и люди науки, которые работают с нашими студентами, помогают им корректировать свой индивидуальный план развития (ИПР) и эффективно достигать целей. При таком общении ребенок получает опыт от старших поколений и учится выстраивать диалог со взрослыми.
Также наставники помогают отследить процесс развития молодого человека. Это способствует грамотной корректировке индивидуального плана развития. Мария Кочнева, директор школы №3 города Нурлат и, по совместительству, наш наставник, считает, что компетенции, развиваемые в Университете Талантов, помогают молодым людям в учебе и общении со сверстниками:
- По опыту отслеживания динамики студентов в течение года могу однозначно сказать, что они становятся более уверенными, легче ставят задачи и четче распределяют время. У них улучшается навык коммуникации, они быстрее могут установить контакт. Это позволяет ребятам достигать поставленных целей, побеждать в конкурсах, двигаться дальше в своем развитии для покорения новых горизонтов.
Профориентационные мероприятия
Экскурсии, мастер-классы, общение с профессионалами, профессиональные пробы – все это помогает студенту Университета Талантов определиться с вектором своего развития, найти себя и выбрать будущую профессию. Таким образом, молодой человек на своем опыте тестирует различные грани той или иной профессии и больше узнает о компаниях, которые сейчас актуальны на рынке труда в республике. К тому же, подобные мероприятия – хорошая возможность пообщаться со сверстниками и единомышленниками, выбравшими данную профессию. Ребята не только находят контакты вне школы, но и планируют свое будущее.
Тренинги, образовательные программы и фестивали
Университет Талантов часто проводит массовые мероприятия, нацеленные на образовательную деятельность. На них приходят как студенты с наставниками, так и множество экспертов, тьюторов и волонтеров. На таких мероприятиях студентов всегда объединяют в группы, в которых они проводят много времени вместе. В этих условиях развиваются еще несколько прорывных компетенций – открытость, инициативность, предприимчивость, командность и эффективность взаимодействия, а также видение и лидерство. Молодой человек учится общаться и сотрудничать с людьми, генерировать идеи, организовывать команду и вести ее к высокому результату.
Рания Мияссарова, наставник Университета Талантов, поделилась своим мнением о том, как прорывные компетенции, развиваемые в Университете Талантов, помогают в жизни молодым людям, и как родители могут воспитать их в своих детях:
- Развитие компетенций, представленных в Университете Талантов, помогает повысить качество процесса получения знаний. Прокачивая когнитивность, молодой человек легко обрабатывает большое количество учебной информации, а навыки управления проектом могут применяться в учебной проектной деятельности.
Если говорить про общение со сверстниками, то здесь важно развивать такие компетенции, как командность, видение и лидерство. Работая над ними, студент обретает эмпатию, способности поиска точек пересечения своих интересов с интересами других людей и навыки управления конфликтами.
Родитель ребенка также может помочь развить перечисленные компетенции. Бывает, что у родителя прокачаны навыки в тех или иных компетенциях, и он постоянно применяет их в жизни. Тогда ребенок может неосознанно считывать эту модель поведения и проецировать ее на себя. Осознанно повышать уровень развития надпредметных компетенций можно с помощью совместных походов (управление проектом под результат, командность и эффективность взаимодействия), организации деловых игр и дискуссий на различные темы (видение и лидерство, открытость и предприимчивость), передачи ответственности по выполнению бытовых задач в доме (командность и эффективность взаимодействия), организация домашнего выступления перед тем, как выступать на публике (видение и лидерство).
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов